Деньги Гитлера

Мистика, окружавшая имя Гитлера после его самоубийства 30 апреля 1945 года, мешала до недавнего времени исследователям присмотреться к его финансовому положению.
Мистика, окружавшая имя Гитлера после его самоубийства 30 апреля 1945 года, мешала до недавнего времени исследователям присмотреться к его финансовому положению.

Представляя себя в глазах публики воздержанным и бережливым, чуть ли не аскетом, Гитлер, как выясняется, не забывал о причитавшихся ему гонорарах за книги и фотографии и любил жить на широкую ногу.

"Он считал себя непризнанным гением и стремился к власти, деньгам и высокому положению в обществе. Это был бальзам для его истерзанной души", - сказал в недавнем интервью создатель фильма тележурналист Хельм.

Гитлер любил многословно расписывать нищету и бедствия начинающего художника в Вене перед первой мировой войной, хотя сам был обладателем небольшого наследства. Бедность угнетала и смущала его. В "Майн кампф", на которой он нажил миллионы, Гитлер пишет о тяжкой борьбе за существование человека, "добившегося собственными усилиями более высокого положения". Такая борьба "убивает всякую жалость" и уничтожает "сострадание к оставшимся позади".

Известный историк, автор двухтомного исследования о фюрере Иан Кершоу отмечает, что такое мироощущение в контексте "социального вопроса", к которому он проявлял интерес в Вене, толкало Гитлера к поиску козлов отпущения и может объяснить его собственные лишения и деградацию. Возможно, этим же объясняется и его пристрастие к богатству.

"Гитлер тратил миллионы в виде щедрых подарков и денежных подачек, чтобы заручиться поддержкой политиков и бизнесменов и поставить их в зависимость от себя, - говорит Инго Хельм. - Попавшись на удочку его пропаганды, я не представлял себе Гитлера корыстным. Я знал, что он преступник, но очень удивился тому, что он оказался богачом".

Гитлер не делал большого различия между собственными деньгами и средствами нацистской партии и даже государства - все было перемешано. При расширении своей летней резиденции в Оберзальцберге, в Баварии, и приобретая произведения искусства для личной коллекции, Гитлер легко пользовался государственными деньгами. И, конечно, не платил налогов со своих доходов и имущества.

Значительную часть его состояния создали гонорары за "Майн кампф", его ставшую бестселлером автобиографию и политический трактат. В Германии она запрещена по сей день, но когда Гитлер находился у власти, экземпляр этой книги, приобретенной на средства местных властей, вручали каждой вступающей в брак паре.

Доходы Гитлера лишь от этих гонораров составили 7,8 миллиона рейхсмарок. Трудно сказать в точности, сколько это в переводе на современную валюту, но покупательная способность рейхсмарки равнялась теперешним 5 - 8 долларам.

Кроме того, исключительные авторские права на портреты Гитлера, которые висели во всех государственных учреждениях и были изображены на почтовых марках, принадлежали другу и фотографу Гитлера - Генриху Гоффманну. Именно в его студии Гитлер познакомился с Евой Браун, на которой женился незадолго до самоубийства.

Нет доказательств того, что Гитлер получал какие-то проценты с гонораров фотографа, но это легко можно допустить. Первоначально закон ограничивал действие авторского права десятью годами, но Гитлер собственноручно утвердил продление этого срока до 25 лет относительно собственных портретов, которые Гоффманн называл "произведениями художественной фотографии".

Гитлер присваивал немалую долю взносов, поступавших от крупных бизнесменов и корпораций, - причем в еще большем размере после того, как он пришел к власти, чем до этого.

С момента, когда он стал канцлером в 1933 году, и до своей смерти Гитлер получил от промышленных корпораций 700 миллионов рейхсмарок. Промышленники не оставались внакладе, зарабатывая на военных заказах гораздо больше.

Гитлер и его приближенные могли также пользоваться особыми фондами, которые были специально выделены для этого в государственном бюджете.

Как вытекает из недавнего исследования, Гитлер вложил 2 миллиона рейхсмарок собственных денег, чтобы ускорить тайно производившуюся реконструкцию дворца в Познани, которому предстояло стать еще одной резиденцией фюрера. Этот дворец был первоначально построен для кайзера Вильгельма II, и к 1945 году на этот проект было израсходовано 20 миллионов рейхсмарок.

После войны все имущество и капиталы Гитлера, включая дом в Мюнхене, который он построил для Евы Браун, были переданы Контрольной комиссией союзников федеральной земле Бавария. Хотя у Гитлера не осталось прямых наследников, у его сводной сестры Ангелы Раубаль были дети; есть также и другие потомки по линии его матери, которые живут сегодня в северной Австрии.



Наследники просили Вернера Мазера,

известного германского историка периода нацизма, разобраться с вопросом об их правах. В частности, они настаивают, что авторское право, в отличие от материальной собственности, не может быть экспроприировано. Они хотят получать доходы с гонораров. На этот счет имеются разногласия и между самими наследниками: во всяком случае, такого иска пока еще никто из них не предъявлял.

Вокруг имени Гитлера сохраняется ореол, подпитывающий целую промышленность по производству историй этого периода, не говоря уже о киноиндустрии. Самый скандальный случай произошел в 1983 году, когда германский журнал "Штерн" приобрел за 5 миллионов долларов фальшивые дневники Гитлера.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter