Санкции решают проблему оттока капитала и концентрируют предпринимателей на развитии отечественной экономики

Деньгам пора домой

Западные санкции решают проблему оттока капитала и концентрируют предпринимателей на развитии отечественной экономики 

Не знаю, кого англосаксы пугают, когда запрещают ввоз в наши пенаты предметов роскоши, лимузинов, некоторым предпринимателям путешествовать по Европе и грозятся отобрать у них заграничную недвижимость… Нет, конечно, это плохо и незаконно. Но, с другой стороны, играет по большому счету на развитие наших стран. После первых туристических полетов в середине прошлого года в ближний космос Джеффа Безоса и Ричарда Брэнсона глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин помечтал, что когда-нибудь отечественные миллиардеры тоже пересядут с яхт на ракеты и будут инвестировать в космические программы. Такое впечатление, что Запад решил исполнить мечту российского топ-менеджера. На отечественный бизнес давят с таким остервенением, что космополитные по своему мировоззрению миллионеры начинают искренне любить родину. И будут в нее инвестировать. И средства, и таланты, и энергию. Благо другие варианты американские и европейские политики у них отбирают. 


Собственно говоря, западные ньюсмейкеры уже даже не стесняются: цель их телодвижений — изолировать Беларусь и Россию. А заодно и ослабить Китай. Видите ли, «рабы взбунтовались» и хотят изменить существующий порядок мироустройства. Правда, не дают себе труда объяснить: а чем, собственно говоря, существующая действительность прекрасна и восхитительна? Кроме того, что весь мир пашет, а Вашингтон руководит и снимает сливки, оставляя «холопам» сыворотку. 

Ведь как все было прекрасно для западных политиков до недавнего времени. Как говорят артисты, следите за руками. Мы сеем, пашем, доим, варим — производим, скажем, сыр своими мозолистыми руками. И продаем его на экспорт — надо зарабатывать доллары или евро, чтобы купить нужные нам энергоресурсы. А России нужны доллары, чтобы приобрести оборудование, другие блага. Пока логика сохраняется: товар — деньги — товар. Если появляются излишки валюты, мы их вкладываем в резервные активы. Которые в значительной степени концентрировались в Штатах. А Вашингтон берет денежку, которую мы ему заплатили за обли­гацию займа американского минфина, и приобретает на нее все что угодно: российские энергоносители, белорусское продовольствие или еще что-нибудь нужное. Как захочется. А долги можно отдать из эмиссионных денег. Впрочем, и все остальное в мире можно купить из эмиссионных денег. Прекрасная же схема получается: одни работают, другие производят деньги. Как такой миропорядок может кому-то не нравиться? 

Самое парадоксальное, что в справедливости этой игры Западу до поры до времени удавалось надежно убедить весь мир. Считалось, что без иностранной валюты жить невозможно. А сбережения лучше всего хранить в иностранных банках. Да и «финансовую голову» корпораций в эти страны переносить. Ведь как выглядели многие отечественные компании: производственные активы — на родине, штаб-квартира и центр финансовой прибыли — за рубежом. В той или иной форме, тайной или совершенно законной и явной. Но от этого суть не меняется. На корпоративном уровне повторялась глобальная схема: работают в «третьих странах», а жируют где-нибудь в Лондоне, Калифорнии или другом «центре вселенной». Там же парковались автомобили ручной сборки, яхты рекордной длины… 

Всех долго убеждали в справедливости такой схемы. Финансовые же центры там, в странах развитого капитализма. Там действует «английское право», оно удобное, гарантирует защиту инвесторов, инвестиций и капиталов. 

Сколько ни старались вернуть капиталы из офшоров и мытьем, и катаньем, и кнутом, и пряником. И уголовные дела заводили, и амнистии объявляли, но и старое, и молодое поколение предпринимателей выбирали Pepsi — иностранные гавани для своих финансов. И что теперь скажут предприниматели о верховенстве права на Западе? Заморозили все, что захотели. Даже без суда, уже не говоря про следствие. Так нагло, как американцы, бизнес даже во времена бандитского капитализма никто не отжимал. 

В этом разрезе Байдену, Джонсону и всей санкционной компании можно только аплодировать. В чем родные политики, экономисты, журналисты (есть и наша недоработка) не смогли убедить бизнес, они доказали ярко, безапелляционно, на пальцах: безопаснее всего держать бизнес, деньги, сбережения на родине. А эмбарго на роскошь делают жизнь более деловитой. Можно поездить на машинах поскромнее, чем лимузины (но тоже комфортных), совершенно необязательно обставлять коттеджи антикварной мебелью или авторскими гарнитурами по баснословной цене, предполагаю, что без миланских и парижских новых модных коллекций тоже переживем. Маленькое черное платье и наши портные сошьют. А вот западники пускай попробуют кому-нибудь продать лейбл Chanel за десятки тысяч долларов или евро за штуку. Отсутствие этих товаров на отечественном рынке только подстегнет вкладывать деньги не в потребление, а в технологии, идеи… 

Любое явление дуалистично. И при всех минусах санкций есть и огромные плюсы: стимулирование предпринимателей работать дома, инвестировать в отечественный бизнес, в родную экономику. И капитал не будет утекать. В целесообразности такой концепции Запад убедил наших людей надолго и всерьез. Санкции рано или поздно отменят. А экономический патрио­тизм останется.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter