Денежные вопросы

Вчера Палата представителей Беларуси отложила рассмотрение законопроекта об увеличении штрафов за нерациональное использование энергоресурсов

Экономия газа, тепла, электричества — одна из важнейших задач белорусской экономики на современном этапе. В президентской Директиве N 3 наряду с комплексом мер по переводу предприятий на энергосберегающие технологии говорится и об усилении ответственности руководителей. Министр экономики Николай Зайченко, представляя проект закона “О внесении изменений в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях”, подчеркнул, что нижний порог штрафов предлагается поднять с 30 до 35 базовых величин, а верхний — с 300 до 400. Сегодня, отметил министр, еще достаточно примеров нехозяйского подхода к энергопотреблению. И необходимо в этом деле наводить порядок. Народные избранники спорить с этим не стали, но поинтересовались: нужно ли в данном случае идти по пути ужесточения наказания? Депутат Виктор Кучинский, взяв слово, сказал, как отрезал: “Мне не нравится этот законопроект. Под него можно подвести любого. Кто и какие лимиты будет доводить предприятиям?” Коллегу поддержал Геннадий Давыдько, вспомнив, как, будучи директором театра Янки Купалы, был оштрафован за перерасход электроэнергии на сумму, близкую к прибыли всего театра. “Чиновник, который придет проверять, не будет анализировать увеличение объема производства или объема услуг. Есть перерасход — плати штраф”, — резюмировал Геннадий Давыдько.
Николай Зайченко не согласился с критическими выступлениями депутатов и заметил, что штрафы за “бесхозяйственное отношение” действуют и сегодня, а что касается лимитов, то они строго увязываются с выпуском продукции. Но депутаты задали министру вопрос: а верит ли он в то, что увеличение санкций приведет к снижению расходов воды, тепла, электричества? На что Николай Зайченко дипломатично ответил: “Это будет хорошей мотивацией для руководителей”.
Ведший утреннее заседание вице-спикер Сергей Заболотец попытался снизить накал дискуссии, обратив внимание на еще один пункт законопроекта, где говорится, что теперь штраф для родителей или опекунов, чьи дети умышленно повредили или уничтожили чужое имущество, предлагается установить “на первый раз” до 20 базовых величин, а при повтором “случае вандализма” в течение года — до 30 базовых величин. Сергей Заболотец отметил, что примеры безответственности видны едва ли не в каждом подъезде.
Однако в целом депутатский корпус пришел к мнению, что “законопроект не убеждает” и требует дальнейшей проработки и более основательной аргументации предложений.
Об экономике страны зашла вчера речь и при рассмотрении в первом чтении проекта Бюджетного кодекса. Здесь, правда, обошлось без жарких дебатов. Видимо, предмет законотворчества предполагал не всплеск эмоций, а бесстрастный анализ правовых статей.
Министр финансов Николай Корбут пояснил, что разработка кодекса “обусловлена необходимостью обеспечить системное регулирование бюджетного процесса и гармонизировать его с международными стандартами”. Во-первых, как заявил Николай Корбут, “мы переходим к программно-целевым методам планирования, обеспечивающим прямую взаимосвязь выделяемых бюджетных ресурсов с достижением конкретных результатов в деятельности бюджетных организаций, что должно позволить значительно повысить эффективность использования госсредств и способствовать усилению контроля за их движением”. Во-вторых, теперь устанавливается предельный уровень дефицита бюджета — 3 процента. “Впрочем, этой нормы мы и раньше придерживались и, как правило, имели меньший уровень дефицита”. В-третьих, в кодексе предусмотрено внедрение метода среднесрочного финансового планирования. В частности, речь идет о бюджетном планировании на три года. Также в законопроекте оговаривается ответственность за нецелевое использование средств из госказны — взыскание бюджетных денег, начисление пени, прекращение расчета по банковским счетам и так далее.
Кодекс состоит, как отметил Николай Корбут, из общей и особенной частей.
Общая часть включает пять разделов, где рассматриваются основы бюджетных отношений, систематизированы основные термины и понятия, представлены особенности структуры и принципы построения бюджетной системы. Особое внимание уделяется таким понятиям, как доходы и расходы. Доходы включают две основные группы — налоговые и неналоговые, а расходы делятся на текущие и капитальные. Предусмотрено и четкое разграничение полномочий между различными уровнями “государственной копилки”. Из республиканского бюджета, к примеру, средства должны идти на оборону, внешнеэкономическую деятельность, научные исследования и ряд других важных для государства направлений, а из облбюджетов — на финансирование расходов областных мероприятий и программ...
Николай Корбут уверен, что “кодекс в будущем станет основой выполнения программы социально-экономического развития страны”.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter