Денежные обороты

Учимся использовать возможности банкомата и инфокиоска на практике

Учимся использовать возможности банкомата и инфокиоска на практике

Уважаемые ученики, это последний выпуск “Школы личных финансов” в этом году. Надеюсь, наши занимательные уроки помогли вам разобраться в совсем недетских вопросах. В нынешнем номере мы подготовили для вас несколько сюрпризов. Во-первых, сегодня мы проведем не один урок, а целых два.

Во-вторых, мы уже составили вопросы нашей “контрольной работы” (они совсем несложные, и если вы собирали все уроки, то “разделаетесь” с заданием в два счета). В-третьих, три человека, которые справятся с вопросами быстрее всех (и сделают это правильно), получат классные подарки не только от “Народной газеты”, но и от Национального банка Республики Беларусь. Более того, победители смогут побывать в музее денег Нацбанка. Но и это еще не все. Выигравшим мы вручим специальные дипломы и сертификаты о прохождении первого курса школы личных финансов.

Урок 13

Задача
Гуляя по городу вместе с родителями, попросите показать вам, как выглядит инфокиоск, а как банкомат. Затем потренируйтесь использовать возможности инфокиоска по назначению (обязательно под руководством мамы или папы). Например, узнайте остаток средств на счете, оплатите интернет или  переведите денежные средства с одного счета на другой с использованием карточки. Затем найдите банкомат и попробуйте снять деньги таким образом, чтобы у вас на руках оказались банкноты разного номинала.

Решения
Пока вы еще не приступили к эксперименту, узнайте, как справились с задачей ученики школы личных финансов и их родители.

Николай КОТОВСКИЙ, папа десятилетнего Тимура:
— Я объяснил сыну, что через инфокиоск нельзя снять наличные деньги, но можно совершить множество различных платежей. Чтобы показать, насколько это удобно, отвел ребенка в банк. Там были приличные очереди. Объяснил, что если бы мы захотели, скажем, оплатить здесь коммунальные услуги, потеряли бы много времени. Потом устроили эксперимент — пополнили карточку жены с помощью инфокиоска. К своему стыду, сам ни разу не переводил деньги с одного счета на другой. Поэтому данной операции учились вместе с сыном (смеется).

Ангелина КОХНО, двенадцать лет:
— Родители никогда не подпускали меня ни к банкомату, ни к инфокиоску. Но когда я рассказала им о задании школы личных финансов, они предложили мне решать подобные задачи каждые выходные. Например, в эту субботу я пополню баланс мобильного телефона, а в следующие выходные вместе с мамой оплачу через инфокиоск коммунальные услуги и городской телефон. Это так здорово!

Заметки учителя

Разъясняет Юлия САКОВИЧ, начальник отдела финансовой грамотности управления регулирования небанковских операций Национального банка  Республики Беларусь:
— И банкоматы, и инфокиоски позволяют совершать различные операции с помощью банковских платежных карточек. Этими умными устройствами пользоваться очень удобно! Все-таки визит в отделение банка нужно планировать, учитывая график его работы. А инфокиоски и банкоматы теперь можно найти на каждом шагу, что экономит время. Главное отличие инфокиоска от банкомата — через него нельзя снять наличные деньги, зато можно сделать множество различных платежей. С помощью и банкомата, и инфокиоска можно выполнить, например, такие, операции:

  • оплатить коммунальные услуги и городской телефон;
  • пополнить баланс мобильного телефона;
  • оплатить кабельное ТВ и интернет;
  • внести платежи по кредитам и узнать остаток на счете;
  • перевести средства с одного счета на другой.

Кстати, с помощью инфокиоска можно получить справочную информацию о продуктах и услугах банка (расположение банкоматов, курсы валют, предложения по кредитам и вкладам), а также подключить дополнительные сервисы, например интернет-банкинг или SMS-банкинг.

Урок 14

Задача
Пусть родители объяснят вам правила пользования банковской платежной карточкой. Можете разыграть сценку, например, вы только что получили карточку, а незнакомый человек хочет узнать ее пин-код.

Решения
Пока вы еще не приступили к эксперименту, узнайте, как справились с задачей ученики школы личных финансов и их родители.

Вера Горченюк, мама девятилетнего Ярослава:
— Мы следим за уроками школы личных финансов с самого начала и всегда ответственно выполняли все задания. В этот раз я решила  не просто объяснить правила безопасности пользования банковской карточкой, но и сделать ребенку детскую карту. Вместе с сыном мы пошли в банк. Там нам предложили написать заявление и попросили предъявить мой паспорт и свидетельство о рождении ребенка. В качестве эксперимента я пока решила открыть карточку на один год. Любопытно, что нам предложили установить максимальную сумму, которую ребенок сможет снимать в день со своей карточки. Уже вечером я объяснила Ярославу основные “табу”, правила, которые нельзя нарушать при использовании банковской карточки. Мы даже схему нарисовали.

Нина Немчова, 12 лет:
— У меня в школе очень хорошая классная руководительница. Каждую неделю она проводит внеклассные занятия, на которых мы обсуждаем самые разные темы. В этот раз я попросила, чтобы она провела с нами урок финансовой грамотности. Учительница сказала: “Представьте, вы пришли в банк за готовой карточкой”. Далее она раздала всем ученикам вырезанные из картона карточки и записки к ним (в них был указан “пин-код”, только не в виде набора цифр, а в виде слова). Естественно, все начали обсуждать друг с другом, какой у них “пин-код”. “Огорчу вас, ребята, но только что вы уже нарушили главное правило”, — сказала учительница. Вот так, наглядно и на примерах, наша любимая Светлана Михайловна объяснила нам по пунктам, как пользоваться банковской карточкой правильно.

Заметки учителя
— Ребята, не воспринимайте банковскую платежную карточку как игрушку, — предупреждает Юлия Сакович. — Помните, с картой нужно обращаться аккуратно: ее легко можно поломать, а магнитную полосу — поцарапать, и тогда карта перестанет работать. Когда получаешь карточку в банке, нужно оставить на обратной стороне карточки свою подпись. В магазине кассир будет сверять ее с подписью на чеке. Никому нельзя сообщать пин-код карточки. Если вы кому-то назовете пин-код, это то же самое, как если бы вы отдали кому-то в руки кошелек да еще и разрешили пользоваться вашими деньгами. Также ни в коем случае не записывайте пин-код и тем более не носите эту запись вместе с карточкой. Пин-код следует запомнить. Еще один момент. Предположим, вы потеряли свою детскую карточку. Не бойтесь рассказать об этом родителям. Ведь ее нужно немедленно заблокировать, чтобы она перестала работать, и деньгами со счета никто не мог воспользоваться.

 Контрольная работа

Чтобы ответить на вопросы этой контрольной, вам придется вспомнить практически весь пройденный теоретический материал, и все, что мы изучали на практике. А даже, возможно, почитать дополнительную литературу. Присылайте ваши ответы на адрес редакции — 220013, г. Минск, ул. Б. Хмельницкого, 10а с пометкой — “Школа личных финансов”. Их нужно прислать в течение месяца с момента опубликования контрольной. Но помните, только первые три человека, которые правильно ответят на все вопросы, получат подарки. И остальных, обещаем, не оставим без внимания. Поэтому дерзайте!

1. Семейный бюджет — это
а) доходы семьи за определенный период времени (месяц, год);
б) план регулирования семейных доходов и расходов, составляемый на какой-то период времени;
в) стратегический план семьи.

2. Что такое среднедушевой доход?
а) денежные средства или материальные ценности, полученные всеми членами семьи в результате какой-либо деятельности за определенный период времени;
б) выручка от реализации продукции (работ, услуг) за вычетом материальных затрат;
в) совокупная сумма доходов семьи, поделенная на число всех членов семьи.

3. Банковская система Республики Беларусь является...
а) одноуровневой; 
б) трехуровневой;
в) двухуровневой.

4. Определенная сумма денежных средств, размещенная на счете в банке от имени гражданина, которому за это банк начисляет определенный процент, это
а) кредит; 
б) банковский вклад;
в) автокредит.

5. Какой государственный орган курирует деятельность по повышению финансовой грамотности в нашей стране?
а) Национальный банк;
б) Высший хозяйственный суд;
в) Министерство торговли.

6. Какие деньги называют наличными?
а) деньги, которые существуют только в виде записей на счетах в банках;
б) денежные средства в виде бумажных купюр, монет.

7. Предоставление кредита на сумму, превышающую остаток денежных средств на счете, к которому выдана банковская платежная карточка, это
а) овердрафт; 
б) депозит; 
в) ипотека.

8. По механизму расчета банковские платежные карточки бывают...
а) внутренние, международные;
б) начального уровня, классические, премиум-класса;
в) дебетовые, дебетовые с возможностью получения овердрафта, кредитные.

9. Где впервые появились банковские платежные карточки?
а) в Германии; 
б) в США;
в) в Италии.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter