Почему важно считать деньги именно в своем кошельке и соотносить желания с возможностями Население Беларуси высоко оценивает уровень своей финансовой грамотности. Но насколько точна эта оценка? О чем говорят исследования “Финансовая грамотность населения Республики Беларусь”, проведенного Институтом социологии Национальной академии наук Беларуси в рамках проекта компании VISA, Национального банка и агентства USAID?
Достойный уровень
По признанию социологов, типичный белорусский пользователь финансовых услуг выглядит не совсем так, как этого хотелось бы. “Это человек, который не очень хорошо ориентируется в финансовых услугах, пользуется только некоторыми из них и слабо ориентируется в информации, связанной с защитой прав потребителей финансовых продуктов, — рассказала заведующая сектором методики и практики прикладных социологических исследований Института социологии НАН Беларуси Светлана Кройтер. — Среди основных типов финансовых услуг, которыми пользуются белорусы, респонденты называли оплату коммунальных платежей, обмен валют, платежи через платежные терминалы, пользование кредитами и текущими банковскими счетами, которые чаще всего являются зарплатными, то есть открываются не по собственной инициативе”.
Особое внимание стоит обратить на уровень финансовой грамотности населения: то, как его характеризуют сами белорусы, и то, насколько они на самом деле могут ориентироваться в финансовых вопросах. Около 60 процентов опрошенных оценили свой уровень финансовой грамотности как “удовлетворительный”, “хороший” или “отличный”. При этом ответы на тестовые вопросы по финансовой грамотности свидетельствуют о том, что в действительности среди респондентов таких людей примерно на треть меньше — чуть более 40 процентов согласно тесту по финансовой математике и около 35 процентов по тесту на финансовую осведомленность.
Однако если сравнивать показатели Беларуси с другими государствами, можно отметить определенные успехи, которых стране удалось достичь в сфере финансовой грамотности. “Если сравнить уровень знаний белоруса, россиянина, украинца и казаха, белорус будет на первом месте”, — отметил директор группы корпоративных коммуникаций СНГ и Юго-Восточной Европы компании VISA Константин Головинский.
Учет в голове
Если говорить о потребности населения в дополнительной информации о финансовых услугах, здесь, по данным опроса, наибольший интерес вызывают кредиты: 26,5 процента респондентов хотели бы узнать больше о потребительском кредите, 24,6 — о кредите на строительство, покупку жилья. Узнавать больше о финансовых продуктах не хочет 23,8 процента респондентов.
Наибольший интерес на финансовом рынке у населения вызывает уровень инфляции — изменения этого показателя отслеживает 26,7 процента респондентов. Далее следуют изменения размеров пенсий, социальных выплат и налоговых льгот, процентных ставок по кредитам, по вкладам, а также изменения на рынке недвижимости.
Также в исследовании были затронуты вопросы финансового поведения, например, ведения семейного бюджета. “Результаты исследования показали, что большинство белорусов не считает важным ведение подробного учета своих доходов и трат”, — говорится в отчете. Только 4,5 процента респондентов ведут детальную запись доходов и трат, 66,5 процента доходы и расходы не фиксируют, но в общих чертах владеют информацией о том, сколько денег получают и тратят в течение месяца.
Системный подход
В Беларуси ведется активная работа по повышению финансовой грамотности населения. Особенно напряженным и в то же время плодотворным в плане повышения финансовой грамотности населения выдался нынешний год. Были заключены меморандумы о сотрудничестве в области финансовой грамотности между Национальным банком и ОАО “Народная газета”, ОО “Белорусский республиканский союз молодежи”, ОАО “Банковский процессинговый центр”, международными платежными системами Visa и MasterCard, международным фондом Аflatoun, заключен лицензионный договор с ООО “Маски Дистрибьюшн” (Украина) о получении права на публичный показ мультфильма “Азбука денег, или Как помочь ребенку вырасти богатым”. Разрабатывается учебное пособие “Финансовая грамотность”, проводился ряд обучающих интерактивных игр “Финансовый футбол” (разработка компании Visa) и ряд других мероприятий.
Не меньший интерес представляют и планы на будущее. К примеру, планируется запустить единый интернет-портал, где будут размещаться методические пособия в области финансового обучения и иная полезная информация для людей, стремящихся повышать свою финансовую грамотность. Также сейчас ведутся работы по созданию социальных роликов, направленных на повышение финансовой грамотности широких слоев населения.