Денежная наука

Почему важно считать деньги именно в своем кошельке и соотносить желания с возможностями Население Беларуси высоко оценивает уровень своей финансовой грамотности.

Почему важно считать деньги именно в своем кошельке и соотносить желания с возможностями Население Беларуси высоко оценивает уровень своей финансовой грамотности. Но насколько точна эта оценка? О чем говорят исследования “Финансовая грамотность населения Республики Беларусь”, проведенного Институтом социологии Национальной академии наук Беларуси в рамках проекта компании VISA, Национального банка и агентства USAID?

Достойный уровень

По признанию социологов, типичный белорусский пользователь финансовых услуг выглядит не совсем так, как этого хотелось бы. “Это человек, который не очень хорошо ориентируется в финансовых услугах, пользуется только некоторыми из них и слабо ориентируется в информации, связанной с защитой прав потребителей финансовых продуктов, — рассказала заведующая сектором методики и практики прикладных социологических исследований Института социологии НАН Беларуси Светлана Кройтер. — Среди основных типов финансовых услуг, которыми пользуются белорусы, респонденты называли оплату коммунальных платежей, обмен валют, платежи через платежные терминалы, пользование кредитами и текущими банковскими счетами, которые чаще всего являются зарплатными, то есть открываются не по собственной инициативе”.

Особое внимание стоит обратить на уровень финансовой грамотности населения: то, как его характеризуют сами белорусы, и то, насколько они на самом деле могут ориентироваться в финансовых вопросах. Около 60 процентов опрошенных оценили свой уровень финансовой грамотности как “удовлетворительный”, “хороший” или “отличный”. При этом ответы на тестовые вопросы по финансовой грамотности свидетельствуют о том, что в действительности среди респондентов таких людей примерно на треть меньше — чуть более 40 процентов согласно тесту по финансовой математике и около 35 процентов по тесту на финансовую осведомленность.

Однако если сравнивать показатели Беларуси с другими государствами, можно отметить определенные успехи, которых стране удалось достичь в сфере финансовой грамотности. “Если сравнить уровень знаний белоруса, россиянина, украинца и казаха, белорус будет на первом месте”, — отметил директор группы корпоративных коммуникаций СНГ и Юго-Восточной Европы компании VISA Константин Головинский.

Учет в голове

Если говорить о потребности населения в дополнительной информации о финансовых услугах, здесь, по данным опроса, наибольший интерес вызывают кредиты: 26,5 процента респондентов хотели бы узнать больше о потребительском кредите, 24,6 — о кредите на строительство, покупку жилья. Узнавать больше о финансовых продуктах не хочет 23,8 процента респондентов.

Наибольший интерес на финансовом рынке у населения вызывает уровень инфляции — изменения этого показателя отслеживает 26,7 процента респондентов. Далее следуют изменения размеров пенсий, социальных выплат и налоговых льгот, процентных ставок по кредитам, по вкладам, а также изменения на рынке недвижимости.

Также в исследовании были затронуты вопросы финансового поведения, например, ведения семейного бюджета. “Результаты исследования показали, что большинство белорусов не считает важным ведение подробного учета своих доходов и трат”, — говорится в отчете. Только 4,5 процента респондентов ведут детальную запись доходов и трат, 66,5 процента доходы и расходы не фиксируют, но в общих чертах владеют информацией о том, сколько денег получают и тратят в течение месяца.

Системный подход

В Беларуси ведется активная работа по повышению финансовой грамотности населения. Особенно напряженным и в то же время плодотворным в плане повышения финансовой грамотности населения выдался нынешний год. Были заключены меморандумы о сотрудничестве в области финансовой грамотности между Национальным банком и ОАО “Народная газета”, ОО “Белорусский республиканский союз молодежи”, ОАО “Банковский процессинговый центр”, международными платежными системами Visa и MasterCard, международным фондом Аflatoun, заключен лицензионный договор с ООО “Маски Дистрибьюшн” (Украина) о получении права на публичный показ мультфильма “Азбука денег, или Как помочь ребенку вырасти богатым”. Разрабатывается учебное пособие “Финансовая грамотность”, проводился ряд обучающих интерактивных игр “Финансовый футбол” (разработка компании Visa) и ряд других мероприятий.

Не меньший интерес представляют и планы на будущее. К примеру, планируется запустить единый интернет-портал, где будут размещаться методические пособия в области финансового обучения и иная полезная информация для людей, стремящихся повышать свою финансовую грамотность. Также сейчас ведутся работы по созданию социальных роликов, направленных на повышение финансовой грамотности широких слоев населения.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter