Денежная масса возможностей

Кредитование важнейших госпрограмм сохраняется

Кредитование важнейших госпрограмм сохраняется

“Банки реально располагают возможностью обеспечить прирост кредитных ресурсов примерно на 55 триллионов рублей. Плюс возвратные кредиты. Вот та масса денег, которой правительство должно разумно распорядиться”, — заявил Михаил Мясникович.

Тем не менее получить эти деньги смогут не все предприятия. Премьер-министр признал, что в прошлом году кредиты на модернизацию субъектам хозяйствования выдавались не по столь жесткой системе. Однако сейчас подход будет другим: во-первых, правительство делает ставку на высокоэффективные проекты. Во-вторых, уже в ближайшие дни будет подписан так называемый план финансирования, куда войдут жилье, село и другие государственные программы. Список будет исчерпывающим, отметил Михаил Мясникович.

При этом сохраняет свою актуальность вопрос высоких процентных ставок по кредитам для реального сектора. Сорок и более процентов годовых — это неподъемно для многих предприятий.

Одной из мер по снижению ставок, уверен премьер-министр, должно стать уменьшение банками маржи — то есть разницы, которая во многом и формирует прибыль финансово-кредитных учреждений. Однако здесь есть над чем задуматься. Высокие ставки — не просто прихоть банков. Они вызваны реальной экономической ситуацией в стране.

Сальдо внешней торговли товарами и услугами Беларуси за прошлый год сложилось отрицательное в размере 1 млрд 723,8 млн  долларов. Проще говоря, валюты из страны вывозится больше, чем поступает. Для государства с открытой экономикой это опасно во всех отношениях. К слову, хоть и опосредованно, но такая ситуация влияет и на те же самые высокие ставки. “Жесткая кредитно-денежная политика и удержание высоких процентных ставок — это и есть меры по противодействию срыву в инфляционную спираль, — объясняет кандидат экономических наук Александр Подгайский. —  Проще говоря, это попытки удержать монетарный сектор в контролируемом состоянии. Но тут есть подводные течения — загнать ставки можно так высоко, что возникнет рецессия: предприятиям станут недоступны кредиты”.

Одним из важнейших показателей “здоровья” экономики является инфляция. В прошлом году она составила 16,5 процента. В первый месяц нынешнего года — 1,6 процента. При этом цены на продовольственные товары в январе текущего года по отношению к декабрю прошлого выросли на 2,3 процента, на непродовольственные товары  — на 0,6 процента. Среди продовольствия больше остальных подорожали овощи — их стоимость выросла на 14,6 процента, ощутимо прибавил в цене картофель — на 9 процентов. Лидер среди непродовольственных товаров — табачные изделия, подорожавшие на 15,9 процента.

Среди услуг в цене прибавили санаторно-оздоровительные — 3,3 процента, медицинские — 2,9 процента, бытовые, а также услуги пассажирского транспорта — 1,6 процента. Зато подешевели туруслуги — на 0,8 процента.

Удастся ли при таких темпах выдержать заложенные в прогноз на нынешний год 11 процентов инфляции? “По одному месяцу рано делать далеко идущие выводы, — считает аналитик  Валерий Полховский. — Тем более увеличение цен наблюдается по таким компонентам, которые вряд ли имеют значительный потенциал роста. Если инфляция 1,6 процента в месяц будет держаться в течение года, то в итоге получится 20,9 процента — прогноз не выполнен. Но здесь опять же стоит учесть, что цены зависят от множества различных факторов, к примеру, от изменения курса рубля и денежно-кредитной политики, так что судить о том, впишемся в прогноз или нет, пока очень сложно”.

Задача удержания инфляции — одна из ключевых в нынешнем году. Сюда же можно добавить сохранение привлекательности рублевых депозитов и точечное распределение кредитных ресурсов, которые должны быть направлены исключительно на эффективные проекты. Деньги необходимо расходовать с умом. Но сперва их нужно заработать.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter