Санкции в финансовой сфере создают все предпосылки для развития внутреннего рынка инвестирования

Денег мало не бывает

Западный мир с большего «отрезал» Беларусь и Россию от своей финансовой системы. С одной стороны, наши предприятия и банки практически лишились возможности заимствований на европейском и американском рынках. С другой стороны, появились дополнительные возможности на внутреннем рынке. Будем объективны: глобальная финансовая система не только открывала двери на просторы мирового рынка капитала, но и сквозняком высасывала ресурсы из третьего мира. И финансовые организации, и предприниматели, и рядовые граждане так или иначе предпочитали держать сбережения (по крайней мере часть из них) в иностранных активах. Зарубежные инвесторы приличную часть прибыли через разные механизмы выводили в западную юрисдикцию. Эффективность иностранных инвестиций с макроэкономической точки зрения тоже периодически вызывала сомнения у аналитиков. Часть проектов зарубежные компании финансировали в белорусских банках, а прибыль через разные инструменты выводили в родные страны. 

Когда для движения капитала наши оппоненты в ЕС и США выстроили весьма широкие барьеры, получился неоднозначный трек. С одной стороны, сузился поток денег из-за рубежа, но с другой — пересохла весьма полноводная река капитала, который «выезжал» из страны. Он остался на внутреннем рынке и может быть использован для модернизации экономики. Другой вопрос, что необходимо оперативно создать удобный инструментарий для инвесторов (и корпоративных, и частных), сформировать пакет проектов, а параллельно провести ревизию законодательства, чтобы после перезагрузки отношений (а она рано или поздно произойдет) не реализовался отложенный спрос на вывод капитала из страны. 

Прибыль превращается в инвестиции

коллаж любови царюк
Объем прямых иностранных инвестиций по итогам трех месяцев составил почти 3,4 миллиарда долларов. Последние пять лет этот показатель колебался на уровне 8,5—10 миллиардов долларов. Этот год, судя по первому кварталу, может быть рекордным. Вроде бы санкции и вызванные ими сложности должны отпугнуть зарубежных инвесторов. Но все получается наоборот. Самый мощный приток капитала из-за рубежа за новейшую историю Беларуси произошел в 2011 году. Тогда в страну поступило около 18 миллиардов иностранных инвестиций — почти в два раза больше, чем в 2010-м. А ведь 2011-й был не самым простым в белорусской экономике. Кроме того, тогда против Беларуси были введены санкции. Не столь жесткие, как сегодня, но весьма чувствительные. 

В какой-то степени история всплеска интереса к нашей стране на внешнем контуре может повториться. И нам на руку будет играть ряд факторов. Во-первых, Запад отрезал не только белорусские компании от международной финансовой системы, но и сотни компаний с иностранным капиталом, которые работают в Беларуси. Теперь им тоже сложно выводить из страны дивиденды, а также осуществлять другие операции по оттоку капитала. Например, плату за управленческие, маркетинговые и другие услуги в адрес материнских компаний. Фактически самое надежное сегодня для иностранных компаний — реинвестирование. Чем они сегодня и занимаются. Благо на нашем рынке открывается много интересных ниш для приложения усилий. И не только на нашем, но и на российском. При всех своих недостатках западный капитал мыслит стратегически, с горизонтом в 5—10 и больше лет. Очевидно, что рано или поздно, но перезагрузка отношений по линии Восток — Запад наступит. Но сегодня есть все выгодные условия, чтобы занять нишу и оказаться в выгодных условиях потом. 

Инвестиции в реальные ценности

Долгое время доллары и евро являлись тихой гаванью для сбережений белорусов. Такая привычка сложилась с 1990-х годов, когда мировые валюты были стабильными, ликвидными и их царствование в глобальной системе казалось незыблемым. Сегодня Запад своими руками подрезал функционал резервных валют. 

Рекордная инфляция в США и ЕС делает доллар и евро сомнительными для сохранения капитала. Уже курс белорусского рубля по отношению к ним не влияет напрямую на валюту. Цены в долларах и евро растут катастрофически по всему миру. Санкции поставили крест на их ликвидности. По крайней мере в безналичном варианте. Сегодня распорядиться валютным счетом определенно сложно. И расплатиться со своего счета за рубежом уже сложно или почти невозможно. 

Конечно, еще сохраняется сила инерции. У белорусов за 30 лет новейшей истории выработались свои привычки и стереотипы. И отказаться сейчас и сразу от них достаточно тяжело психологически. Но есть и объективные причины: спектр инструментов для частных инвесторов в стране достаточно ограничен. Фактически все ограничивается банковскими депозитами и наличной валютой. Конечно, есть еще вариант вкладывать в драгоценные металлы или недвижимость. Но эти сферы достаточно капиталоемкие — на них есть смысл входить, имея десятки, а еще лучше — сотни тысяч долларов. 

К сожалению, фондовый рынок (да и финансовый — будем откровенны) в Беларуси так и не развился. С одной стороны, это является положительным фактором. Через фондовые инструменты наши компании глубоко не завязли в глобальной интеграции. Поэтому «развод» с Западом они переживают менее болезненно, чем многие коллеги в той же России, у которых ценные бумаги котировались на бирже, а также присутствовал в уставном фонде иностранный капитал. С другой стороны, слабость фондовой составляющей не позволяла сформировать полноценный внутренний рынок инвестиций. 

Фактически сложилась уникальная ситуация: физические лица не особенно стремились вкладывать в отечественные активы, но не было и предложения. А деньги внутри страны есть. Возможно, не в фантастических объемах, но несколько миллиардов долларов сбережений (оценки аналитиков расходятся) имеется. И их логично защитить от инфляции мировых валют, вложить в реальные ценности. А реальные ценности на сегодня — это наш промышленный сектор. 

Инвестиционный кластер

Хотя наш финансовый рынок и не очень развитый, но предпосылки для быстрого старта у него есть. Во всяком случае, инфраструктура создана на достойном международном уровне. Белорусская валютно-фондовая биржа технически прекрасно оснащена, на ее базе внедрены современные решения. Другими словами, площадка для реализации ценных бумаг под инвестпроекты уже создана. Ею можно пользоваться. 

Иной момент, что наш индустриальный сектор (и государственный, и частный) не очень умеет привлекать средства на открытом рынке. Наши промышленные флагманы умеют производить, научились продавать, но в области финансов прорыва по разным причинам не произошло. Хотя, по мнению Министерства финансов, тот же рынок облигаций обладает значительным резервом для привлечения инвестиций. Год проходит за годом, но эти возможности не используются. 

Надо признать, что определенные попытки были. Но они заканчивались не самым успешным образом. По объективным причинам: индустриальный сектор испытывает дефицит специалистов в области инвестиционного менеджмента. Их-то и в стране в целом не особенно много. И большинство сконцентрировано в финансовом секторе. Как никогда, наверное, назрела необходимость использовать по этому треку столь знаменитый кластерный подход — интеллектуальные возможности финансового и индустриального секторов объединить для решения насущных проблем разработки и запуска инвестиционных инструментов на внутреннем рынке. Конечно, у банкиров и промышленников свой бизнес. И он пересекается в вопросах предоставления и возврата кредитных линий. Но нынче тот случай, когда приходится прибегать к неожиданным решениям и подходам. Если Беларусь не удалось санкциями полностью отрезать от внешнего мира, то развиваться в значительной степени придется и за счет собственных ресурсов. Их необходимо использовать максимально эффективно. 

volchkov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter