Денатурат на растопку

Реклама на страницах минских газет: как это было.
Реклама на страницах минских газет: как это было.

Чем отличалась реклама начала XX века от современной? Только тем, что тогда не существовало телевидения. Следовательно, ощущение абсолютного счастья от использования определенного вида мыла, сигарет и кофе нельзя было передать посредством визуального ряда. Конечно, оставалось еще художественное оформление: картинка, графика и все такое, но, видимо, технические возможности того времени не позволяли в этом отношении круто развернуться. А значит, воздействовать на потенциальных покупателей приходилось в первую очередь СЛОВОМ.

Неудивительно, что тогдашние рекламные объявления крупных торговых фирм - это всегда небольшой по объему, но насыщенный эмоциями рассказ со своим сюжетом и действующими лицами.

Вот, например, о Файских минеральных лепешках (что-то вроде нынешнего септолете). Оказывается, у наших с вами прадедушек и прабабушек, минчан начала прошлого века, эти лепешки-пилюли пользовались большим спросом, т.к. "и кашель, и охриплось горла, и катар бронхов снимали". А рекламировали их так

: "Что тетушка Пелагея носит в своем ридикюле: кошелек, носовой платок, ключи и коробку Файских минеральных лепешек. Если кто из родных и знакомых кашляет, тетушка сейчас же вынимает коробку и потчует ими, зная по собственному опыту, как они благотворно действуют в случаях простуды".

Картинка в правом верхнем углу изображала лукавую старушку, чем-то похожую на мисс Марпл. Когда же рекламодатели чувствовали, что деятельная старушка публике вот-вот осточертеет, на свет, точнее на страницы газет, выходила Аннушка

: "Оставь все, Аннушка, и сбегай-ка поскорей в ближайшую аптеку. Наш Саша ужасно кашляет и жалуется на боль горла, а как раз нет дома больше Файских минеральных лепешек. Если сейчас же применю лепешки эти, то надеюсь, что завтра все будет опять хорошо. Купи сразу три коробки, дабы нам снова хватило лепешек этих на некоторое время. Требуй только зеленую коробку со способом употребления на русском и немецком языках, по 70 копеек за коробку".

На картинке изображался грустный мальчик с компрессом на горле.

Нашему глазу непривычно рекламное обращение к прислуге, а тогда оно было в порядке вещей, т.к. прислуга, или профессиональная домохозяйка, являлась полноправным потребителем товаров "домоводческого" характера.

Вот еще кое-что для дома, для семьи

: "Хозяйки! Ваше внимание обращаем на Денатурат-Растопку. Самая лучшая, практичная и удобная растопка для печей и самоваров. Нет дыма, нет керосина в самоваре, прислуга не занята растопкой печей, вы имеете чай в три минуты, вы не злитесь в ожидании самовара, дрова в печи горят равномерно... Тысяча удобств! Продается везде".

Вечерами и господа, и их слуги приглашались на представление в Минский городской театр. Искусство ведь не знает социальных различий.

"Проездом! Только одно представление знаменитого аппарата БИОСКОПА. Сеанс состоит из трех отделений. В программу войдут поражающие картины из русско-японской войны. А также две трагические картины из американских событий: 1-я Убийство президента Северо-Американских Соединенных Штатов Вильяма Мак-Кинлея. 2-я Казнь Чолгоша, убийцы Мак-Кинлея (посредством электричества). Очень любопытно! Читайте афиши! Начало в 8.30 вечера".

Оказывается, американцы и 100 лет назад держали монополию на развлечения. Нам с вами и сейчас они предлагают почти те же зрелища.

Читая газеты прошлого века, поневоле начинаешь рассуждать, что изменилось за это время? В мелочах, конечно, очень многое. А в крупном - едва ли.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter