Репортеры «СОЮЗа» получили мастер–класс в знаменитом художественном институте

День «Сурка»

Славящаяся своим академическим образованием «Суриковка» не очень–то похожа на академическое учебное заведение в привычном представлении. На многих преподавателях и студентах — рабочие халаты или комбинезоны, напоминающие костюмы химзащиты. Вместо туфель — кеды или тапки. И последнее вполне объяснимо — большую часть времени студенты проводят на ногах, а варикоз, кстати, считается одним из профессиональных заболеваний художников.


Юлия Степанова приехала учиться в «Суриковку» из Витебска.
Поступила с первого раза. Сейчас она уже шестикурсница.

...МГАХИ (так официально именуется училище) называет себя преемником знаменитого Московского училища живописи, ваяния и зодчества, созданного еще в 1834 году. За последующее столетие учебное заведение не раз реорганизовывалось и переименовывалось. В 1948 году, в год столетия со дня рождения Сурикова, вузу дали имя великого русского живописца — и вскоре с чьей–то легкой руки студенты начали называть альма–матер «Сурком».

Фойе «Сурка» украшает гигантская скульптура безголовой богини победы Ники, почти как в Лувре. По дороге к ректорату — работы знаменитых выпускников из «золотого фонда» института. Здесь учились Сергей Андрияка, Эрик Булатов, Николай Аввакумов, Александр Рукавишников, руководящий сейчас в «Сурке» мастерской скульптуры...

МГАХИ оканчивали многие замечательные белорусские художники — Май Данциг, Иван Стасевич, Михаил Савицкий, Виталий Цвирко... На работы уроженца Минска, художника–монументалиста Ивана Лубенникова, выпускника Суриковского, сейчас являющегося в институте профессором кафедры живописи и композиции, многие совершенно далекие от искусства жители Москвы и Парижа любуются каждый день — он со студентами своей мастерской оформлял станции метро «Славянский бульвар», «Маяковская», «Сретенский бульвар», а также парижскую «Мадлен».

Натурщиков здесь уважительно называют «демонстраторами пластических поз».
За месяц этим ремеслом можно заработать до 12 тысяч рублей.

...В скульптурных мастерских пахнет сырой глиной, в живописных — масляными красками и разбавителями–растворителями, без которых не обойтись живописцам. Работать приходится каждый день, по шесть, а то и по десять–двенадцать часов.

— Нужна постоянная практика, стоит на неделю устроить себе отдых — и какие–то навыки уже теряются, — рассказывает нам шестикурсница Юлия Степанова. Она сама из Витебска, окончила колледж искусств, после чего решила поступать в Суриковский. Поступила с первой попытки.

— Меня пугали рассказами о том, что поступать сюда надо по шесть лет, но я старалась об этом не думать, — вспоминает Юля. Сейчас она уже на финишной прямой: готовит диплом и пропадает в стенах института с утра до вечера. Муж относится к этому с пониманием. И поддерживает материально: учиться на художника сегодня весьма затратно. Стипендия — 2100 рублей, этого хватит на несколько тюбиков масляной краски. Студентам выпускного курса институт доплачивает. В общей сумме получается 6500 рублей, но все равно на материалы уходит больше. Например, Юля готовит полиптих — работу на пяти холстах размером больше метра каждый. Как признается девушка, холсты она привозит из Беларуси — получается дешевле...

Самое сложное для художника — писать и лепить человеческие фигуры.


— Художник — это не самая денежная профессия. Кто выбирает деньги, сегодня идет, например, в экономику, нефтегазовую отрасль, — констатирует выпускник МГАХИ, а ныне его ректор, народный художник РФ Анатолий Любавин. — Сегодняшние абитуриенты немного другие. Наверное, они стали более юными.

Раньше больше поступали мальчики, сейчас — девочки. Если на 50 человек наберется 5–10 парней — это уже хорошо, — продолжает Анатолий Александрович. На его рабочем столе лежит альбом для набросков : когда появляются свободные минуты, ректор не теряет времени, рисует.

Те, кто окончил «Сурок» достаточно давно, любят вспоминать: были годы, когда конкурс составлял 20–25 человек на место.

— В этом году было 3,5–4 человека на место — по сегодняшним меркам это много. Кто–то проходит с первого раза. Кто–то поступает по два, три года, бывает и больше, — рассказывает Анатолий Александрович. — Сегодня в МГАХИ пять факультетов — живописи, графики, скульптуры, архитектуры, теории и истории искусств. Экзамены длятся почти месяц, и некоторые из них занимают несколько дней.

К слову, будущих живописцев, графиков и скульпторов обучают 6 лет — МГАХИ оказался одним из немногих вузов, которым удалось сохранить программу специалитета. И, как отмечает ректор, это очень важно: становление художника — процесс длительный. Большая часть студентов — бюджетники, например, в этом году на 87 бюджетных мест на первом курсе приходится 55 мест для «платников», которые сдают экзамены наравне со всеми — на внебюджете обычно учатся те, кто не прошел по конкурсу. На первом курсе начинают с «простого» — натюрмортов, гипсовых голов. Но большую часть времени студенты учатся рисовать, писать и лепить человеческие фигуры — это самое сложное для художников. На дверях многих мастерских строгие таблички «Не входить! Обнаженная натура» — если позирует обнаженная модель, в помещении разрешается находиться только преподавателю и работающим студентам.

Натурщиков здесь уважительно называют «демонстраторами пластических поз». На постоянной основе в «Суриковке» таких работает несколько десятков. Иные ходят позировать по 5–10 лет, других хватает на семестр–другой или даже на пару месяцев. Часто приходят пенсионеры и бывшие спортсмены. В начале 1980–х, кстати, студентам скульптурного факультета позировал лидер рок–группы «Алиса» Константин Кинчев, проработавший в «Сурке» два года. Приветствуются усачи, бородачи и подобные интересные типажи. Идеальной фигуры от демонстраторов не требуют, однако избыточная полнота нежелательна, ведь студентам надо видеть анатомию, мышцы. Но самое главное в работе натурщиком — выносливость. У новичков с непривычки уже через 15–20 минут позирования сильно затекают руки и ноги. За месяц натурщики могут заработать до 12 тысяч рублей.


Студентам приходится работать ежедневно по шесть, а то и по десять-двенадцать часов.
Выходных здесь не бывает!

На третьем курсе студенты выбирают мастерскую, определяющую их основную специализацию. Одна из самых необычных — мастерская станковой живописи Айдан Салаховой, в свое время тоже окончившей «Суриковку». Работы ее студентов по стилю заметно отличаются от всех остальных. Юля Степанова пишет диплом как раз у Салаховой.

— Многие, заходя, путают нас с монументалистами. Или искренне удивляются, мол, неужели в «Сурке» есть место и авангардному искусству? — рассказывает Юля. Оказывается, есть, чтобы понять это, достаточно посмотреть на работы на стенах и мольбертах.

— Даже если ты хочешь заниматься авангардным искусством, перформансами, инсталляциями, все равно видно, профессионал ты или нет. Задача института — выявить у студентов все самое ценное, что в них заложено, дать хорошее базовое образование, а потом художник уже сам будет искать свое пространство, — объясняет ректор МГАХИ Анатолий Любавин. Поэтому сами преподаватели к творческим экспериментам студентов относятся лояльно, главное, чтобы они предварительно постигли все академические азы.

Ирина Петрова

petrovai@yandex.ru

Фото Романа ЩЕРБЕНКОВА

Советская Белоруссия № 74 (24956). Четврг, 21 апреля 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter