День простоять да ночь продержаться

Городская дилемма: много автомобилей или мало стоянок?
Городская дилемма: много автомобилей или мало стоянок?

На гостиничной стоянке в самом центре Занеманского микрорайона Гродно машины «лепятся» чуть ли не в притирку друг к другу: вместо «нормативных» 80 легковушек здесь теснятся 120. Причем все они принадлежат совсем не гостям города: гродненцы уже давно облюбовали удобную охраняемую парковку для собственных автомобилей. Еще бы! Для того чтобы добраться до остальных стоянок, жителям микрорайона необходимо покупать проездной билет на общественный транспорт. Иначе не доберешься, ведь ехать надо на край города — только там есть свободные места.

Недавно на густо застроенной «спальными коробками» «занеманской» земле проектировщикам все–таки удалось найти пятачок для постройки трех новых многоэтажек. В итоге директору гостиницы «Турист» Ивану Моханю сейчас приходится переживать новую волну нашествия автовладельцев: «Из ближайших домов без конца ходят с челобитными: выделите место под автомобиль. Не обращают внимания даже на то, что у меня месячная плата несколько выше, чем на других муниципальных стоянках: 32 тысячи рублей вместо 28 тысяч в месяц. Наоборот, предлагают 50 тысяч — только помоги. Безрезультатно: мест уже давно нет».

Глядя на нагромождения автомобилей возле многоквартирных домов по всему городу, невольно задумаешься. Неужели архитекторы, планировавшие жилой массив, не ожидали того, что у людей здесь будут свои машины, которыми те пожелают пользоваться ежедневно, а не только тогда, когда появятся время и желание ехать за ними в переполненном автобусе на окраину города? Сейчас очереди на места на микрорайонных стоянках в Гродно расписаны на два года вперед, но, несмотря на это, самые популярные из них городские власти уже планируют под снос.

Возьмем, к примеру, крупную охраняемую стоянку на 486 мест неподалеку от областного роддома и парковку на улице Ольги Соломовой (вмещает 385 машин). Это предел желаний автовладельцев, готовых годами дожидаться, пока здесь освободится местечко! Однако в ближайшей перспективе обе стоянки будут снесены из–за планов строительства дорог, которые должны пройти аккурат по их территории. Куда денутся все оказавшиеся вдруг «бездомными» машины, предсказать несложно: «расползутся» по дворам, газонам и обочинам, вызывая лишние склоки с недовольными соседями и радость уличных хулиганов. Правда, для тех, кто раньше ставил своего «железного коня» на стоянку неподалеку от роддома, появится альтернатива: до конца следующего года здесь будет построен многоярусный гараж. Вот только смогут ли выложить владельцы машин, до сего времени платившие по 30 тысяч рублей в месяц, 5 тысяч долларов за ячейку в новом паркинге?

А вот уже и совсем курьезная безалаберность. В Гродно решено построить новый микрорайон на улице Весенней: около 20 жилых домов, школа, магазины, парикмахерская — все предусмотрено. Но для того чтобы освободить место для застройки, будут снесены две стоянки, рассчитанные на 645 машин. Начальник автостоянок гродненского унитарного предприятия «Гостиничное хозяйство» Сергей Негоденко недоумевает: «Минские коллеги мне рассказали, что в столице, когда планируется новый микрорайон, автоматически предусматривается место для автомобильной стоянки. Так почему же у нас оно автоматически ликвидируется?» О чем думали архитекторы, принимая такой план, непонятно. Но уж точно не о жителях строящихся и близлежащих домов. Ведь от того, что не станет парковок, машины не исчезнут! И снова сотни, а в недалеком будущем, возможно, и тысячи автовладельцев станут мыкаться по Весенней. Начнут искать (и наверняка найдут!) знакомых, которые разрешат ставить их на стоянках возле магазинов и административных зданий, в то время как покупатели и посетители будут жаться у обочин, рискуя вызвать недовольство сотрудников Госавтоинспекции.

К слову, старший инспектор УГАИ Славомир Маркевич считает, что в Гродно ситуация с наличием мест для парковки «просто катастрофическая». Тысячи автомобилей сейчас стоят во дворах и на обочинах, потому что мест на охраняемых парковках в микрорайонах нет и в ближайшие годы не предвидится. «Из центральной части города постоянно идут жалобы: машины уже так укатали газоны, что там не только цветочек посадить невозможно, даже сорняку пробиться не удастся», — вздыхает мой собеседник.

Для того чтобы услышать мнение специалистов горисполкома, я обратилась в управление архитектуры и градостроительства. Исполняющий обязанности начальника этого ведомства Владимир Холопов сообщил, что в соответствии с генпланом города зарезервированы 4 участка под строительство автостоянок и 6 — под многоуровневые паркинги. Только вот незадача: новые автостоянки появятся на окраине города, там, где еще только планируется возведение микрорайонов. А цена одной ячейки в башне–гараже (несколько тысяч долларов) может оказаться «неподъемной» для большинства автолюбителей.

И еще один штрих к грустной картине. Начальник отдела организации дорожного движения областной ГАИ Анатолий Кевра привел впечатляющую статистику: в Гродно только 40 процентов автомобилей обеспечено гаражами и стоянками. Этот же показатель в целом по стране составляет 71 процент. Причем количество машин увеличивается, а стоянок, к сожалению, становится меньше.

Кстати

Гродно занимает второе место в стране после Минска по количеству регистрируемых автомобилей. Только за прошлый год здесь было поставлено на учет около 30 тысяч машин! В это число входит новый служебный транспорт и авто, купленные гродненцами у земляков, а также ввезенные в Беларусь для перепродажи в других городах и странах. Но какими бы ни были дальнейшие планы их владельцев, согласно существующей нормативной базе каждый автомобиль как минимум 15 дней после получения свидетельства о регистрации не имеет права покидать регион, в котором оно было выдано.

Общее количество автомобилей в Гродно никто назвать не может, потому что процент остающихся в городе машин из общего количества зарегистрированных не подсчитывался.

Фото автора.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter