Странно, нелепо и даже противоестественно, что это — образование так называемой БНР — произошло на белорусской земле, многострадальной, толерантной и трудолюбивой земле

День неволи

У своих земляков-кировчан на днях расспрашивал, как прошли памятные мероприятия в деревне Борки, в других «огненных» селах района. Здесь, как известно, создан мемориал в честь всех деревень Могилевщины, сожженных и расстрелянных нацистами в годы фашистской оккупации. Мне рассказали: и наведение порядка у обелисков, и сами митинги-реквиемы прошли на высокой ноте. По принципу «пока живем — помним, передаем из поколения в поколение страшную правду войны, героизма и предательства». На Кировщине сегодня кого ни спроси, пусть даже первоклассника, он обязательно поведает трагедию Борок. Так уж повелось на этой опаленной гитлеровской навалой земле, хоть 79 лет спустя, хоть сто…

А кто участвовал во всех этих патриотических акциях, расспрашивал я дальше. Может, кто из большого города, чуть ли не из Минска — из тех, кто так рьяно в подворотнях «ратует за народ», — удосужился приехать и присоединиться? Как бы не так! Мои земляки тактично и с трудом подбирали слова, чтобы себя не унизить ругательствами: «Во-первых, мы бы с такими даже на одном поле не сели…, а во-вторых, погнали бы этих протестунов с...ной метлой туда, куда Макар телят не гонял…» Это если бы кто появился из них на многострадальной и гордой кировской земле. 

Но, сами понимаете, ни в Борках, ни в Оле, ни в Тростенце, ни в Хатыни, ни в десятках других памятных и святых для белорусского народа мест духовных наследников коллаборантов и духу не было. И не только потому, что космически далеки они от народа и страшно боятся его праведного гнева, но и не их это места и даты памяти. Только на секунду пофантазируйте и представьте их жалкую кучку в том же мемориале Борки с бэчебэшными полотнищами… Тут же сразу воображение любого белоруса, основанное на исторической правде, дорисует к этой картине и портрет фюрера, и еще какие-то нацистские символы! Что — каратели с пулеметами и факелами снова в деревне?..

У них, этих беспамятных манкуртов, один, похоже, повод собраться в году — «день БНР». Не дает покоя кое-кому этот исторический квазибелорусский зигзаг государственного обустройства. Сколько уже написано, показано, исследовано материалов, свидетельств, что слепому и глухому понятно: стыдиться надо этой странички летописи, извлекать из нее уроки. Больше скажу: странно, нелепо и даже противоестественно, что это — образование так называемой БНР — произошло на белорусской земле, многострадальной, толерантной и трудолюбивой земле. 

Но произошло и, слава Богу, ушло. Вместе с учредителями, вдохновителями и предводителями. Все они, изгнанные законными представителями народа, скоренько разбежались в разные концы света, где и продолжали ностальгировать по несбывшимся разрушительным мечтам. А возвращались на нашу землю только один раз — в 1941—1944 годах, вместе с Гитлером, в нацистской форме под такими же символами. Не хозяевами возвращались — завоевателями. И вот тут уже — на немецких штыках их БНР проявила себя в полной мере.

Фактов на этот счет полно, как я говорил. Но вот увидел позавчера на СТВ сюжет — главный эксклюзив недели. Кадры, которые и впрямь нам открыли впервые. Для кого-то шок от очередной исторической правды, для меня — просто лишнее, но очень важное подтверждение пройденного. Сильные по убедительности, конечно, архивы! Не видели? Обязательно найдите и запомните!

26 марта 1944 года, особи в форме СС принимают присягу фашистам. Это, увы, наши, точнее, бывшие наши белорусы, а еще точнее — предатели. Это они вместе с немцами убивали мирных сельчан, сжигали дотла белорусские села, испепеляли нашу землю. Особое внимание обратите не только на форму коллаборантов, но и на стяги — бэчебэшные, которые развевались в оккупированном Минске под портретами Гитлера. Этим все сказано. Хотя не совсем — присягу эти нелюди принимали в день БНР. Вот теперь — всё!..

После работы на открытом судебном процессе в Витебске в мае 1987 года (о чем подробно еще раз написал в номере «СГ» за минувшую субботу) я изучал некоторые архивы КГБ. В них было много интересного не только о 13-м полицейском батальоне СД, но и о том, куда потом, после войны, дали деру некоторые предатели и фашистские пособники. Кто в Канаду, кто в Америку, некоторые — даже в Австралию. Таким образом они пытались избежать народного гнева и справедливого возмездия. Кое-кому это, увы, удалось. Жаль, но сейчас я о другом.

Вот там (в приютивших широтах) наследники белорусских карателей (сами-то они уже как минимум сдохли) пусть и отмечают дни «своих республик». Хоть 25 марта, хоть 22 июня… На факельных шествиях, которые в отдельных странах, включая и прибалтийские, власти, к сожалению и недоумению, разрешают, — со свастиками, запятнанными кровью флагами и другими сомнительными символами. А к ним, окопавшимся в зарубежье, хорошо бы примкнули все их сторонники (которых, как известно, немного), можно даже с выездом на постоянное место жительства. И называть подобные сборища тоже надо с учетом произнесенной присяге оккупантам и фашистам — Днем неволи. Тогда это понятно и органично. 

А у белорусского народа хватает и наших истинно народных памятных дат и святых праздников.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter