День народного единства, тезисы для размышлений

День народного единства

Если бы меня пригласили в школу и спросили: что мы, белорусы, празднуем 17 сентября в День народного единства? Я бы отвечал: уникальный исторический опыт своей страны и того народа, частичкой которого каждый из нас является.


А дальше тезисами.

Мало найдется во всемирной истории государств, которые были соседями разорваны пополам и все-таки воссоединились, снова став одним целым.

С белорусами именно так и произошло: в 1919 году Польша военной силой забрала под себя больше половины нашей страны. Захватила территории, никогда ранее полякам не принадлежавшие. Вместе с Минском вплоть до Борисова, Бобруйска и Микашевичей. По Рижскому договору кое-что пришлось вернуть, но половина страны и половина народа остались под Польшей на долгие 18 лет.

Усмешка истории: как раз перед этим, в 1918‑м, поляки получили свою независимость из рук всероссийского Совета Народных Комиссаров (ленинского Совнаркома).

1. Тогда, в начале XX века, судьбы Беларуси и белорусов мало кого на Западе волновали. Наше исчезновение рассматривалось в контексте поражения России. Как это происходит и сейчас, в начале века XXI.

«Замкнутая в пределах границ времен XVI века, отрезанная от Черного и Балтийского морей, лишенная земельных и ископаемых богатств Юга и Юго-Востока Россия могла бы легко перейти в состояние второсортной державы, неспособной серьезно угрожать новообретенной независимости Польши, — декларировал новый ее начальник Юзеф Пилсудский. — Польша же, как самое большое и сильное из новых государств, могла бы легко обеспечить себе сферу влияния, которая простиралась бы от Финляндии до Кавказских гор».

Сферу влияния и безусловное геополитическое доминирование в восточной (как минимум) Европе. До белорусов ли в таком величии панских планов? А Беларуси в них просто не предусмотрено.

2. Экспансия Польши включала в себя не только подчинение части белорусов. Также ополячивание и окатоличивание части украинцев. И части литовцев.

В 1920 году, нарушив подписанный договор, польские войска заняли Вильню и Виленский край, объявленные государством Срединная Литва. Которая затем была принята в состав Польши.

И возвращена Литовской (еще даже не Советской!) Республике Советским Союзом только в 1939‑м.

По Рижскому договору в состав Кресов Всходних (как поляки называли завоеванные и силой присоединенные земли) также от Украины вошли: Галиция («Восточная Малопольша»), часть Западного Подолья, Западная Волынь, Холмщина, Подляшье и Западное Полесье.

3. Та часть нашего народа, которая оказалась под Польшей, должна была исчезнуть. Ополячиться. Окатоличиться. Поменять все вплоть до языка, религии и самого образа жизни.

Написание имен православного населения было переведено на польский язык. Все чаще становились случаи увольнения с работы неполяков (в частности, православных). На территории Западной Белоруссии поляками были ликвидированы белорусские национальные и культурные организации. К 1938/39 учебному году не осталось ни одной белорусской школы.

Снос православных храмов и увольнение лиц православного исповедания с работы дополнялись ликвидацией православных семинарий в Вильне и Кременце, подготовкой православного духовенства на факультете богословия Варшавского университета и практикой проповедей на польском языке в православных храмах.

После подписания в Берлине в 1934‑м пакта Гитлера — Пилсудского министр иностранных дел Польши Юзеф Бек заявил в Женеве на заседании Лиги Наций, что «его страна прекращает сотрудничество в деле защиты прав национальных меньшинств». Все логично: почему это «истинным арийцам» можно, а «щiрим ляхам» нельзя?

4. На оккупированных белорусских территориях поляки вели себя как колонизаторы.

Разработанная и проводимая польскими властями политика «осадничества» заключалась в выделении ветеранам белорусской земли и помощи в развитии хозяйства. Легионеры «осаживались» на новые территории, подлежащие ассимиляции. Фактически строились отдельные форты-фольварки, со всех сторон окруженные враждебной территорией, как на фронтире.

И отношение польского общества к еще остающемуся на Кресах Всходних населению было соответствующим. Скажем, к лошадям и коровам относились намного лучше, чем к батрачившим на панов белорусам (и украинцам, и литовцам). Скот ценился, он шел на экспорт… в Европу…

Те, кто ездил на заработки в современную Польшу (собирать яблоки, клубнику, выполнять черновую работу на стройках или на фермах), знают: отношение мало изменилось за прошедшие уже 100 лет.

Впрочем, и сама политика осадничества, проводимая поляками в XX веке, мало чем отличалась от политики римлян по отношению к варварам еще до начала нашей эры.

5. Польская политика по отношению к оккупированным ими народам Беларуси и Украины лишь немного не дошла до уровня гитлеровского геноцида.

Белостокский воевода Генрик Осташевский 23 июня 1939 года в секретном докладе в МВД Польши указывал: «…белорусское население подлежит полонизации. Оно представляет собой пассивную массу без национального сознания, без государственных традиций».

Он же, кстати, выражал сожаление в связи с «давними русскими симпатиями белорусов, которые поддерживаются православным духовенством, русскими националистами и советской пропагандой».

Отношением к белорусам как к этнографической массе, которая должна или стать частью поляков, или исчезнуть, было пронизано все тогдашнее польское общество. Потому совершенно спокойно в середине 1934‑го была воспринята новость об открытии властями в нашей белорусской Березе-Картузской концентрационного лагеря. Где в нечеловеческих условиях томились и подвергались пыткам люди, отказавшиеся себя считать и поляками. И биомассой.

А до Майданека и Освенцима было еще далеко.

6. День 17 сентября — уникальный шанс, который судьба дала Беларуси и нашему народу.

Если окинуть взглядом всю картину, тезисно описанную выше, становится очевидно, что белорусскому народу и Беларуси пришлось бы в конце концов смириться. С отторжением половины страны. С исчезновением (растворением, подчинением) половины народа. Половины себя.

Выживают ли с такими ранами? Вопрос открытый, но ответ, скорее, пессимистичный.

17 сентября историческая судьба дала белорусам шанс на воссоединение. 17 сентября 1939 года будто хирург свел воедино края кровоточащей раны и зашил, чтобы дать срастись.

Такое редко бывает в истории, такие события-праздники надо помнить и ценить.

Наша страна была разорвана пополам. Наш народ — насильно разъединен. Поляками разорвана. Польским руководством разъединен.

Думаете, они забыли об этом? Вся политика последних (нескольких десятков) лет, включая ту же «карту поляка», показывает, что нет. Следовательно, и нам надо не забывать. 

17 сентября были сшиты края рваных ран — и белорусской, и украинской, и литовской. 17 сентября мы, белорусский народ, воссоединились.

7. «Ничего не закончилось, расслабляться рано».

Нынешний польский истеблишмент, похоже, считает себя прямыми наследниками режима Пилсудского. Вплоть до презрения к немцам. Вплоть до лизоблюдства перед англосаксами. Вплоть до бессудного убийства мигрантов, посмевших ступить на польскую землю.

Это год за годом подтверждают мечты польских властей о «третьей речи посполитой, балто-черноморском коллекторе, базе трамп, новой антанте, новой дивизии немецких танков, возвращении волыни та галичины» и прочих
глупостях.

Если вдуматься, то пресловутая «карта поляка», охотно выдаваемая любому белорусу, который готов подтвердить (или купить) свою «польскость», — это есть тавро, которым метят скот. Которое хозяева ставят на свое имущество, пусть даже будущее, а на себя, естественно, не ставят, незачем.

Однако скот на клеймение идет неохотно в отличие от отдельных человеческих особей, которых поманили минутной «выгодой, цо за дужа кожышчь!»

В Библии это описано как «продал первородство за похлебку». А для белорусов очень важно, зашито в ментальности народа — «ня быць скотам».

8. Праздник для всех

В августе 2020 года белорусы пережили попытку мятежа, попытку разгосударствления и захвата власти неконституционным путем вплоть до готовившегося военного переворота. С учетом всего сказанного неудивительно, что эта подрывная деятельность велась, координировалась и финансировалась с территории нашего соседа — Польши. Не только оттуда, но поляки играли ведущую роль.

Сегодня белорусам, многие из которых были обмануты, запутаны, отравлены, сбиты с пути массированной ложью и фейками, информационно-психологическими специальными интернет-операциями, как никогда важны уроки 17 сентября. Уроки воссоединения.

День народного единства будто протягивает оступившимся руку помощи. Руку всего белорусского народа — незлобивого, мудрого, желающего жить в мире и согласии. Любой осознавший свою ошибку и попросивший о прощении может быть принят обратно.

Возможно, наказан или морально осужден. Но не отвергнут. Не ополячен или ословачен, очешен или олитовлен. То есть превращен из белоруса в обслуживающую скотинку. В то самое быдло, против которого (всегда и не уставая) боролись все, абсолютно все белорусы независимо от того, с какой стороны границы они оказались.

Не быть скотам — для белоруса это возможно только в своей стране. В независимой Беларуси. Воссоединившейся тогда и готовой принять блудных сынов и дочерей снова. В стране с единым народом.

День народного единства — он как раз для того и придуман, чтобы мы с вами об этом помнили.

Андрей МУКОВОЗЧИК.

Рисунок Олега КАРПОВИЧА.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter