День начинается утром

Как воспитать духовно развитую личность? Как создать условия для духовно–нравственного совершенствования нашего общества? Как приумножить его национальное духовное и культурное достояние? Об этом размышляют наши читатели...

Не хлебом единым жив человек... Гармоничной и счастливой делает нашу жизнь ее нравственная, духовная, культурная составляющая. И общество нормально развивается, если в нем сохраняется баланс материальных и духовных ресурсов. Проще говоря, если заботы о благах материальных не становятся для людей главными и единственными. Как воспитать духовно развитую личность? Как создать условия для духовно–нравственного совершенствования нашего общества? Как приумножить его национальное духовное и культурное достояние? Об этом размышляют наши читатели.


Прекрасное? Далёко...


Прочитал в «СБ» очерк Леонида Екеля «Воспитание души» о Валентине Антоновне Голотиной. Этого удивительной души человека, талантливейшего педагога–энтузиаста я знаю уже более 20 лет. Познакомились мы на курсах преподавателей мировой художественной культуры (МХК) в Бресте, а после уже почти сотрудничали, хотя работали в разных районах Брестской области. Мне очень понятна ее боль по поводу того, что из школьной жизни убраны предметы эстетического цикла, особенно МХК.


Я проработал в школе 34 года. За это время видел, как трудно пробивалась в школу мировая художественная культура. Не было материальной базы, отсутствовали учебники. Но предмет вели, и неплохо: выписывали и закупали диафильмы, диапозитивы, грампластинки, художественные альбомы. Появились даже кабинеты МХК с очень богатой и разнообразной «начинкой». Предмет укрепился в школьной жизни и дал такие результаты, каких не достигала ни одна школьная дисциплина. Любой учитель скажет, как этот предмет подтянул и учеников, и школьные педагогические коллективы. Очень изменилась и сама атмосфера школьной жизни. В школу пришли профессиональные художники и музыканты.


За это время на курсах переподготовки при институтах усовершенствования учителей прошли учебу преподаватели МХК. И вот–вот должны были влиться в школьную жизнь учителя, подготовленные вузами для ведения этого предмета. И как гром среди ясного неба — сокращение дисциплин эстетического направления. (Музыку и изобразительное искусство оставили лишь в младших классах.) А МХК вообще исключили из школьной жизни. Где теперь наши дети узнают о шедеврах живописи, музыки, скульптуры, архитектуры? Художественные музеи и галереи очень многим ребятам из провинции просто недоступны. Из школы уходят преподаватели эстетических дисциплин, а это очень сильная часть нашего учительства. Став невостребованной, в скором времени исчезнет и материальная база для ведения МХК.


Петр Антонович Курьянович, учитель, Минск.


Уроки краеведения


Недавно пришлось мне ехать на маршрутке в Новогрудок с группой студентов. Ребята оказались местными, и я обратился к ним с вопросами о Новогрудском замке, Борисоглебской церкви, Свято–Петропавловской церкви в Кореличах, усадьбе Хрептовичей в деревне Щорсы. Рядом с этими уникальными историческими достопримечательностями ребята жили с детства. Но никто толком ничего о них не знал! Да, в школе что–то им рассказывали, на экскурсии водили, но ни в памяти, ни в душе молодых людей почти ничего не осталось от этих уроков краеведения. «Нам тогда интереснее было на дискотеке», — сказали мне студенты. Да и сейчас интереса к памятникам у них не прибавилось. Я, честно говоря, огорчился. Ведь именно дошедшие до нас из прошлого памятники археологии, истории и архитектуры позволяют не только узнать, как жили наши предки, но и приобщиться к их духовному, культурному наследию. Наверное, стоит всем нам как следует подумать, как же все–таки организовать уроки краеведения таким образом, чтобы они действительно воспитывали у молодых людей чувство сопричастности своему прошлому, его истории и культуре. Чтобы помогали душе трудиться...


Валентин Горневич, Гродненская обл.


Оттенки гармонии


Сегодня для большинства из нас вопрос «кто я?» равнозначен вопросам «кем я работаю?» и «сколько зарабатываю?». Работа определяет не только, как и где мы проводим большую часть своего времени, но и как к нам относятся окружающие. Работа стала синонимом достоинства человека, его статуса в обществе. Вроде бы справедливо и даже здорово. Но если задуматься, то мы сами и вся наша жизнь от такого расклада изрядно оскудеваем, теряем свои самые яркие краски. Ведь наша сущность, наше истинное «я» — гораздо шире и глубже. И состоит оно из качеств более важных, чем наши профессиональные навыки. Это — наша доброта, щедрость, любовь, увлечения, духовность, привязанность к близким. Но как раз об этих показателях личности мы и сами забываем, а уж окружающие и подавно. Шкала достоинств, значимости человека в обществе сегодня четко определена. Трудолюбивый, амбициозный, пробивной — значит достойный и уважаемый член общества. А благородный, нравственный, отзывчивый? Я не призываю ввести, например, в производственные характеристики понятия «духовность» или «щедрость души». Но вспоминать об этих качествах призываю! Ведь каждого из нас, к счастью, в тысячу раз больше, чем всей нашей работы и наших профессиональных амбиций! Просто мы об этом почему–то забываем. И подменяем этими самыми амбициями свою, уж извините за патетику, многогранную личность, все краски своей жизни. Забывая, что только разнообразная и богатая оттенками палитра — и на холсте, и в жизни — создает гармонию.


Вероника Сергачева, Брест.


Работать или зарабатывать?


Последние месяцы я часто прихожу в службу занятости — ищу новую работу. Вместе со мной сюда обращается немало молодых людей. Общение с ними меня, педагога с солидным стажем, заставляет задуматься. Известные педагоги А.Макаренко и В.Сухомлинский говорили, что в трудовом воспитании и профориентации молодежи должна присутствовать духовность. Это значит, само представление о труде следует поднимать до уровня духовной потребности, связанной с вдохновением, творчеством, осознанностью социальной ценности труда. На этой основе формируются у молодого человека черты нравственного взросления, волевой целеустремленности. Именно на таких принципах строится в школах работа по профориентации. Но молодые люди, которые ищут работу, на мой взгляд, вообще не задают себе вопросов, что, кроме денег, они от этой работы хотят получить. Понимаю, что сегодня преобладает прагматичный подход ко всему, в том числе к работе. Все хотят зарабатывать, не важно, где и как. Вроде бы и упрекать за это неловко. Но как обедняет человека такой подход! Ведь никакая зарплата не может компенсировать удовлетворения от творчества, от сознания ценности сделанного за рабочий день. И очень важно, мне кажется, задуматься об этом в молодости. Чтобы потом не было мучительно больно за годы, отданные нелюбимой, неинтересной работе...


Виктор Колесниченко, Минск.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter