Три дня накануне православного праздника Покрова назывались «прысвятак Пакроўны бацька».
7 октября в традиционном народном календаре — Тэкля-заревница (Фекла). Откуда пошло прозвище «заревница»? Объяснение следующее. Хотя урожай уже и снят, зерно требует дальнейшей работы с ним. А поскольку световой день в октябре становится коротким, приходилось огонь разводить прямо в овинах, отчего случались пожары, зарево от которых виднелось на далеком расстоянии. Отсюда и получилась «заревница».
8 октября — день Сергия. В храмах вспоминают преподобного Сергия, игумена Радонежского, религиозно-духовного деятеля XIV века.
В народной метеорологии считалось, что если на Сергия выпадет снег — настоящая зима установится на Михайлов день (21 ноября). Если же стоит хорошая погода, такой она продержится до трех недель.
9 октября — Иван Богослов (Багуслаў). Это время — своеобразная «мяжа ўсiх шчыраванняў дбайнага земляроба», дальше идет передышка в тяжелом сезонном крестьянском труде.
12 октября — Маремьяна-печальница. Чаще всего день бывает прохладным, несолнечным, поутру долго держится густой, будто овсяный кисель, туман — короче, картина довольно грустная. Потому и говорили: печальница Маремьяна выткана из тумана. Что касается самого тумана, его воспринимали как своеобразную «обманку», не зря ведь про того, кто что-то скрывает, прячет истину за множеством разных слов, говорят: напускает тумана.
В это время отправляются в дальнюю дорогу на юг дикие гуси. Домашних гусей у нас называли по-простому: «гагатой». А вот этих, перелетных, романтично и почтительно: «гуси-лебеди». И воспринимались они иначе, чем те, которых откармливали на подворье для праздничного стола. В мифах-легендах именно дикий гусь, нырнув, поднял со дна моря-океана кусочек грунта и передал его Богу для создания земли и вообще всего «iснага». Кстати, путь этих отлетающих поздней осенью птиц у наших предков ассоциировался с Млечным Путем, который иногда так и называли: «Гусiная Дарога», «Птушыны Шлях». По поверью, звездный Млечный Путь Бог создал как раз для того, чтобы птицы находили дорогу в свой далекий «вырай-рай». В белорусском музыкальном фольклоре образ «гусачкi-галубачкi» чаще всего использовался в свадебных песнях и в песнях о тяжелой женской доле.