Наш корреспондент присоединилась ко Всемирному дню без автомобиля

День без Бензина

Сегодня у меня знаменательное событие — я впервые присоединилась ко Всемирному дню без автомобиля. Как человеку, который последние 5 лет за рулем проводит шесть дней в неделю (каждое воскресенье у меня — свой личный день без машины) — испытание еще то. Правда, оставляя ключи от машины дома, не давала покоя мысль: все-таки «праздник» этот — просто глобальный популизм. Флешмоб, плохо сочетающийся с реалиями и достижениями прогресса.



Уже 15 лет подряд 22 сентября отмечается Всемирный день без автомобиля. Акция, казалось бы на первый взгляд, актуальная. Судите сами: количество зарегистрированных автомобилей во всем мире перевалило за миллиард еще пять лет назад. Последние цифры никто не подсчитывал, но, по прогнозам, содержащимся в отчете Международного энергетического агентства, к 2035 году число машин, находящихся в личном пользовании населения планеты, превысит 1,7 миллиарда. 

Довольно убедительно в этом вопросе и наше Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды, которое оценивает «вклад» автотранспорта в загрязнение атмосферы в 75—85%. То есть коптящие небо трубы заводов загрязняют воздух совсем незначительно. Если сравнивать их с выхлопными трубами седанов и минивэнов. А если посмотреть на многокилометровые пробки в мегаполисах, послушать отчеты медиков о причинах разного рода заболеваний, и вовсе становится не по себе — во многих наших бедах виноваты автомобили. 

Безусловно, такой день призывает автопользователей хоть раз в год задуматься о «легких планеты» и о здоровом будущем. И все бы хорошо, если бы мы не жили в том мире и тех условиях, в которых живем. Согласитесь, в XXI веке остаться без личной машины для очень многих — все равно, что остаться без рук, компьютера или мобильного телефона. Заводить с утра двигатель — это для многих такая же привычная процедура, как и чистка зубов. В конце концов, не теряет актуальности и банальная истина: автомобиль — не роскошь, а средство передвижения. Делаю такой вывод и на своем примере: чтобы преодолеть 6-километровое расстояние от дома до детского сада и до работы утром мне необходимо провести 12—15 минут за рулем. Проделать тот же путь с пересадкой на метро и трамвае в дождь, зной и мороз — удовольствие не из приятных и быстрых, с маленьким ребенком занимает почти 40 минут. Так что сомневаться даже не приходится — то ли рулить себе в удовольствие под любимую музыку, то ли толкаться в вагонах с другими пассажирами в час пик. 

И какие бы благие идеи и цели ни преследовал День без автомобиля, давайте признаем: ни инфраструктура, ни даже самые передовые достижения в автомобилестроении не могут пока создать таких условий, которые бы решали одновременно несколько насущных задач. А именно: быстро и безопасно доставляли из пункта А в пункт Б и наносили минимальный ущерб окружающей среде. Взять те же электромобили, столь популярные сегодня: к 2018 году производители рассчитывают выпустить миллионный экземпляр. Правда, основные рынки сбыта — это Западная Европа, Северная Америка и Китай, где для таких автовладельцев созданы все условия. Для белорусов такой вид транспорта пока остается экзотикой, и будет так продолжаться еще долго. Во-первых, кусается цена — до 25 тысяч евро за новый экземпляр, во-вторых, дилеры не готовы завозить такую технику в страну из-за отсутствия инфраструктуры и сервисного обслуживания. Специальных розеток на АЗС у нас пока нет. Кроме того, неясно, как такие машинки поведут себя во время морозов. Да и, честно говоря, далеко ли вы уедете на электрокаре за 3 часа действия зарядки? Проблема перегруженности Минска автомобилями давно волнует и транспортников. Только вот многие проекты, такие как полное освобождение крайней правой полосы для общественного транспорта, ликвидация парковок с проезжей части, по-прежнему остаются до конца нереализованными. Как итог: число машин в городе увеличивается, дороги не расширяются, и пассажиры автобусов и троллейбусов проводят столько же времени в заторах, сколько и автомобилисты. А потому, пусть лучше меня порицают сторонники здорового образа жизни, но от машины в повседневном использовании отказаться очень сложно, а, главное — зачем? 

Кстати, сегодня вспоминается один интересный факт, который в свое время существенно приостановил автомобильное развитие. Дело было 1865 году в Англии. Там вышел закон под названием «Locomotive Act». Его издали из-за того, что общественность была возмущена быстрой ездой паровых самоходных машин. Нормативный акт предписывал, чтобы на всех общественных дорогах перед таким транспортом шел человек, размахивающий красным флагом и дующим изо всех сил в специальную дудку. Такая мера, стоит сказать, подавила развитие автопрома почти на всю оставшуюся часть XIX века. Представить себе такую инициативу довольно сложно, согласитесь. А потому нас призывают добровольно отказаться от личных машин. В Минске, например, сегодня водительское удостоверение — это проездной на любой вид общественного транспорта. Не буду отказывать себе в удовольствии и прокачусь на всех видах! А завтра снова сяду за любимую баранку.

konoga@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter