Демократия по-американски

Президентские выборы в России завершились. Как всегда, когда речь идет о России, вокруг них было много кривотолков и громких заявлений из-за океана и Западной Европы. А как проходят аналогичные избирательные кампании на родине самых ярых критиканов? Об этом «СВ» рассказывает председатель Комиссии Совета Республики по международным делам и национальной безопасности, председатель Комиссии Парламентского Собрания по вопросам внешней политики Николай ЧЕРГИНЕЦ.

–  Николай Иванович, как вы восприняли громкие заявления западных политиков, прозвучавшие накануне президентских выборов в России?
–  Отказ ОБСЕ и БДИПЧ участвовать в выборах Президента в Российской Федерации вызвал у нас серьезное недоумение. Таким образом, думаю, западные политики пытались принизить авторитет России, которая показала, что является могучей державой и вскоре займет соответствующее место и в мировой экономике, и в политической сфере. Им это не нравится, что, конечно, оставило у нас неприятный осадок.
Цель, которую преследовали авторы громких заявлений, – сохранить дисбаланс в мировой политике в виде однополярности мира и не дать России играть роль, на которую она законно претендует и которую обязана играть.
Это вызывало у нас отрицательное отношение. Россия подготовилась к выборам хорошо. 70 членов нашей миссии посетили 70 регионов из 83 и свидетельствовали о том, что везде выборы проходили нормально.
– Чем было вызвано появление института международных наблюдателей?
–  Он создавался как инструмент по распространению в мире единых демократических стандартов. Однако сегодня, судя по всему, превратился в инструмент геополитики. «Своим», прозападным политикам разрешаются прямые нарушения законов, отход от принципов демократии. «Чужих» можно заранее клеймить позором даже за незначительные промашки. За примерами далеко ходить не надо, достаточно вспомнить выборы  в Беларуси, на которую было вылито много грязи – за якобы отсутствие демократии и прав человека. В бывших союзных республиках, стремящихся в НАТО, они не нашли никаких нарушений. В Беларуси, третий раз отдавшей голос за Александра Лукашенко и сохраняющей верность России, выборы, по их заявлениям, были далеки от демократических.
Если ОБСЕ и все, кто им потакает, не перестроятся, эта организация окончательно утратит смысл существования. Ведь она создана для укрепления доверия и сотрудничества в Европе, а пытается играть роль мирового жандарма, способствует направлению войск НАТО в суверенные государства, такие как Ирак, Афганистан. Угрожает Ирану. И я уверен, если это случится, ОБСЕ уже привычно сыграет негативную роль.
Все больше стран это уже понимают и требуют разобраться, что такое «международное наблюдение» и какие права и обязанности есть у участников этого процесса.
–  Можно ли сказать, что институт наблюдателей сегодня – один из механизмов информационной войны против неугодного государства?
–  Конечно, в полной мере. Могу привести пример. Я вел наблюдение за выборами в таких демократических странах, как Великобритания, Польша, бывшая Югославия, Украина, США. На последних выборах президента в США было обнаружено такое количество вопиющего беззакония, что вызвало ужас у наблюдателей из Италии, Великобритании, Испании, Франции. Все возмущались и клялись, что не оставят это без внимания.
Правдивое письмо в ОБСЕ с предложением немедленно помочь США создать избирательную законодательную базу написал только я. В ответ получил заверения в том, что необходимые меры будут приняты.
На самом деле никто и пальцем не пошевелил. Когда затрагивают хозяина, лучше молчать. После этого, думаю, институт международных наблюдателей потерял право заявлять о каких-то нарушениях, отсутствии демократии в других государствах. Я мог бы назвать десятки вопиющих нарушений на выборах в США.
–  Назовите, пожалуйста. США – наш главный обвинитель...
–  Знаете ли вы о том, что у них было не два, а три кандидата? Скорее всего, нет. Имена Буш и Керри звучали везде. Третий кандидат нигде не упоминался. Его имя выплыло перед избирателями только тогда, когда они пришли на избирательные участки. Я привез поразительные документы, свидетельствующие, например, о том, что руководитель ООН, который командует штатом, обслуживающим ООН, а это несколько тысяч людей, издает приказ обслуживающему персоналу проголосовать за господина Буша до такого-то числа. У меня есть документальное свидетельство того, что директора школ писали письма родителям своих учеников и просили досрочно проголосовать за господина Буша. Это что такое?
Вот пример с машинным голосованием. Мы наблюдали, как группы из 5–10 человек вели дискуссию, на какую кнопку нажать, за кого голосовать. Рядом стоял специальный человек, следивший за тем, чтобы голосовали именно за Буша – несмотря на то что в законе о выборах написано: в радиусе 300 метров от избирательного участка агитацию вести нельзя, даже полицейский не имеет права там находиться. Я сфотографировался у входа в участок с людьми, свободно агитировавшими за господина Буша. Их никто не гнал, они держали плакаты, призывающие голосовать за их кандидата, мне подарили майку и кепку с его изображением, и все это в день выборов.
–  У нас иногда сообщают о кражах бюллетеней. В США подобное может случиться?
–  В Штате Флорида накануне выборов пропало 62 тысячи бюллетеней. 60 тысяч странным образом всплыли в день выборов  –  все за Буша. В одном американском штате можно голосовать за неделю до выборов, в другом – нельзя. В третьем можно за 1–2 месяца до начала этого процесса. Где-то разрешено голосовать не только лично, но и по телефону, факсу, Интернету. Военнослужащих голосовать подводили к столу строем и давали бюллетени, где уже было четко указано, что армия голосует за Буша.
Именно так Буш добился преимущества перед Керри. Это вызывает не только возмущение, но и стыд за отсутствие порядочности и показуху, которая в США называется демократией. Ясно, к чему это может привести и приводит –  к злоупотреблениям, нарушению избирательного процесса. Разве это не криминал? Не вакханалия в выборном законодательстве?
Мы приехали по приглашению Госдепа в составе миссии ОБСЕ. Нас не пустили ни на один избирательный участок до дня выборов и спрашивали, глядя прямо в лицо даже в день  выборов: зачем мы сюда приехали? Ведь Америка – самая демократичная страна, нечего за нами наблюдать.
В день выборов предложили посетить 3 или 4 участка, запретив фотографировать, вступать в разговоры с избирателями, и прочее, и прочее. То есть «заклеили» скотчем рты, «завязали» глаза и предлагали убедиться в том, что выборы проходят демократично. Это небольшой перечень нарушений, иногда даже вызывавших у нас недоуменную улыбку.
Когда Вашингтон стал столицей и был построен Белый дом, в городе проживали всего лишь 12 тысяч чернокожих. Было принято решение за людей их не считать, избирательное право не давать.
Сейчас в округе Колумбия и Вашингтоне около 700 тысяч чернокожих. Но избирательного права у них нет до сих пор: Вашингтон –  единственная столица мира, не имеющая статуса штата. А чтобы жители могли избирать, надо иметь статус штата. Но если этого добьется партия республиканцев, на всю оставшуюся жизнь получит голоса своих вашингтонских избирателей. То же произойдет и с демократами. Из-за этого обе партии плюнули на судьбу жителей Вашингтона.
В мэрии Вашингтона мне представили четырех действующих сенаторов, один из которых рассказал, как присутствовал на первом заседании сената. Попросил оргтехнику – не дали: не положено. Рабочее место ему определили не в зале среди сенаторов, а на галерке. Он лишен  права голосовать, выдвигать предложения. Просто наблюдает. Разве можно представлять жителей Вашингтона в такой ситуации? Конечно, нет.
Я не мог понять, почему вице-мэр Вашингтона, когда мэрия находится напротив Белого дома и занимает огромный квартал, обратился за помощью к представителю международной миссии.
Оказалось, все просто. Государственные учреждения, в том числе и Белый дом, находятся на территории Вашингтона, никто из них не платит налоги за землю, коммуникации, за то, что мэрия их обеспечивает. А это приблизительно около 3 млрд долларов ежегодно. И руководство Вашингтона не хотело бы их терять.
Согласитесь: отнять у жителей столицы право участвовать в выборах президента  –  вопиющее нарушение норм избирательного права. Так что, думаю, сначала надо самим стать демократами, а уж потом учить этому весь мир.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter