Лидер Либерально-демократической партии Сергей Гайдукевич ответил на вопросы журналистов «Р»

Демократия одна для всех

Лидер Либерально-демократической партии Сергей Гайдукевич ответил на вопросы журналистов «Р». Кандидат в Президенты подробно рассказал нам о своей политической платформе, покритиковал коллег по избирательной кампании и призвал Евросоюз снять санкции.


«Р»: Сергей Васильевич, для вас это уже четвертая президентская гонка. По этому поводу Лидия Ермошина даже окрестила вас «ветераном избирательных кампаний». В чем для вас заключается принципиальное отличие этих выборов от предыдущих? И кого вы в этот раз считаете своим главным конкурентом?

— И международные наблюдатели, и простые граждане видят, наверное, все очевидные перемены, которые произошли. Вы знаете, раньше президентская избирательная кампания проходила так: о кандидате в Президенты большая часть населения узнавала только после его регистрации. Раздали нам кандидатские карточки, показали это по ТВ, дальше два выступления по 30 минут по телевизору, листовки — вот и все. Особо не разгонишься. Нет, я никоим образом не хочу сказать, что раньше у нас выборов не было. Были выборы, но просто проводить их можно по-разному. 

Сегодня многое изменилось. Прежде всего, я ни в одной стране мира не видел, чтобы государственное телевидение за каждым кандидатом в Президенты ездило практически каждый день на любые его пикеты и снимало об этом репортажи. Не частное ТВ, замечу, а государственное. Да и пикеты нам теперь разрешают ставить, где мы только захотим. У нас заказ на 541 пикет на постоянной основе, и стоят они везде, где мы только просили. Многие из них находятся в самом центре Минска — на Комаровке, у крупных супермаркетов. Короче, ставь своих людей где хочешь! 

«Р»: Хотелось бы обратить внимание на необычную подачу вашей предвыборной программы. Пиарщики, готовя ее, явно переусердствовали, упомянув вашу фамилию… 38 раз. И дальше идут одни глаголы — «Гайдукевич знает», «Гайдукевич уверен». С точки зрения нейролингвистического программирования сделано, наверное, грамотно — запоминается. Но вот конкретику, выраженную в цифрах, мы находим лишь в двух местах: «50 тысяч членов ЛДП» и «3 года бесплатной аренды пустующих зданий для предпринимателей». 

— Для тех, кто интересуется партией, развернутая версия программы висит на нашем сайте. Обычно подробности с цифрами или структурными изменениями озвучиваются не в основной программе, а на встречах с избирателями. Цифры сами по себе людям не так интересны. Они обращают на них внимание только в тех случаях, когда речь заходит о пенсионном обеспечении и когда идет обсуждение уровня зарплат. А так у меня одно выступление о пенсионном обеспечении и введении пенсионных фондов, наверное, минут сорок займет. Не каждый это выдержит. Можно, конечно, было бы привести пару числительных, например, заявить всем: «повышаю пенсию в два раза», но это было бы глупо и это был бы популизм. Такая цифра у любого нормального человека, более-менее знакомого с экономикой, вызовет только раздражение. Цифру ведь назвать очень легко, а ведь ее надо еще обосновывать, используя реальные данные. А заявления типа «я увеличу к концу года промышленность на 15%» обычно не имеют в своей основе ничего, кроме попытки привлечь к себе внимание.

«Р»: Детально изучили вашу программу, но почти не обнаружили там пунктов, которые шли бы вразрез с нынешней государственной политикой. Так получилось потому, что вы полностью разделяете подходы руководства страны? Обычно претендент на высший в государстве пост старается действовать если не против действующей власти, то, по крайней мере, пытаясь указать ей на слабые места в управлении. 

— Невозможно написать программу и сформировать свое выступление на ТВ и на радио на одной только критике, это было бы дилетантством. Если кандидат в Президенты начинает всех и вся без разбору поливать грязью и считает, что при этом электорат будет ему только аплодировать, то он проявляет политическое тугодумие. На дворе ХХI век, люди мыслят уже иначе. Что они должны будут сказать такому кандидату? Правильно: ваша программа — это очередные обещания. Основа, и правда, и логика любой программы рождаются из прошлого и будущего.

«Р»: Какие сферы госполитики, будь вы Президентом, реформировали бы прежде всего? 

— Многие. Например, мне не нравится, как у нас работает потребкооперация. Работа там построена неэффективно, а ведь это тысячи магазинов и тысячи ресторанов и кафе по всей стране. Я давно наблюдаю, как идет развитие этой организации, ведь езжу по Беларуси постоянно. Вывод такой: доходы там мизерные по сравнению с тем, какими они могли бы быть. 

Много вопросов у меня и к развитию малого и среднего бизнеса. В нашей экономике очень много «тени», и с этим надо что-то делать. Государству следует давать бизнесу льготы и избавляться от фискального мышления, будто предприниматели у нас только и делают, что воруют. Следует создавать благоприятные условия для МСБ. Что я имею в виду? Вот вы, наверное, знаете, что у нас 90% малых предприятий арендуют помещения, в которых работают, и эта статья забирает у них половину доходов. А вы посмотрите, сколько у нас в стране пустующих помещений! Сейчас во время кризиса даже частные центры стоят полупустыми, не то что государственные. Сколько раз я говорил высоким чиновникам (не хочу называть их фамилии): дайте людям возможность купить эти помещения, вы тогда получите огромные доходы в бюджет! Немалая часть предпринимателей ведь готова пойти на такие траты. Второй момент — это прибыль начинающего предпринимателя. Очень часто бывает так, что новые компании через год-два закрываются, а предприниматель создает на их месте новую фирму. Почему так происходит? Просто каждый уходит от налогов по-разному. 

Бизнес государству нужно поддерживать, не надо этого бояться. Бизнесмен, когда почувствует от государства помощь, в том числе и по сокращению налогов добросовестным компаниям, да и тем, кто только начинает свое дело, он будет безмерно благодарен и никогда не забудет этого. Фискальное управление должно быть забыто. Откуда я это знаю? Я очень подготовленный мальчик и в отличие от многих оппозиционеров работаю — в основном на фирмах, консультантом и заместителем. Меня приглашают, и я даю советы, как надо правильно вести бизнес.

«Р»: В программе вы говорите о строительстве жилья для молодых семей по доступным ценам. За счет каких ресурсов? 

— Если государство не откроет ипотеку для молодых семей, не даст им доступные кредиты, то они так без квартир и останутся. А откуда средства на ипотечные кредиты? Отвечаю: они берутся из фондов Беларусбанка и Нацбанка. Вы, наверное, слышали, что такое «дневной кредит», «ночной кредит», так вот, нашим банкам надо не ночными кредитами заниматься, а по жесткой команде сверху идти на рынок ипотечного кредитования. В России в свое время тоже так поступили: банки просто директивно обязали вступить в нишу ипотечного кредитования, и они поначалу тоже восприняли это категорически против. Но потом дело у них пошло, и они сейчас только и делают, что кричат: давай, давай, давай нам еще клиента! В США то же самое было, только Америка с кредитами по строительству в свое время доигралась, потому что все риски перефондировала. 

«Р»: Вы выступаете за превращение Беларуси в «восточнославянскую Швейцарию». И многим белорусам этот образ очень нравится: небольшая, уютная, нейтральная и финансово успешная. Но удастся ли нам это сделать при нынешнем балансировании между Россией и Западом? 

— Географическое положение, следует признать, у нас все-таки очень выгодное, и мы должны стремиться находить баланс там, где он пока еще не найден. В последнее время это и делает руководство страны — старается выстраивать отношения с Западом. Создает пошаговую стратегию сотрудничества, в первую очередь с нашими приграничными друзьями — с Польшей, Литвой, Латвией. Да, при этом где-то мы идем на уступки, но это важно, ведь в таких моментах важно уметь слушать друг друга. 

Сейчас наша позиция хорошая, европейцы тоже обратились во слух, ведь мы предоставили им хороший повод, продемонстрировав свою миролюбивую позицию по украинскому вопросу. Это прекрасная позиция, я ее полностью одобряю и поддерживаю, площадками «Минск-1» и «Минск-2» я просто горжусь. Да, мы находимся на каких-то политических качелях, но в этом нет ничего страшного. Для этого, может быть, нам приходится идти на какие-то компромиссы, которые не всем понятны. Но руководству страны надо в данном случае думать о людях. Да, Россия — это для нас традиционное направление. Но и Россия, и Европа — это наша история, и мы должны пытаться смотреть на эту историю с разных сторон. Я считаю, что белорусы должны гордиться любым нашим прошлым. 

На встречах с европейскими коллегами я всегда говорю только одно: надо снять санкции с Беларуси. Мы ведь имеем такую маленькую историю — всего 25 лет суверенитета, а у вас, у большой Европы, было так много времени на то, чтобы разобраться в том, как надо жить и развиваться. Белорусы ведь и сами заинтересованы в вопросах развития гражданского общества, и власть наша в последнее время показывает эту заинтересованность.

«Р»: Нынешние выборы, как следует понимать, в вопросах общения с европейцами — это момент истины.

— Да, момент истины. Я на встрече с миссией БДИПЧ ОБСЕ так и сказал: если хотите, чтобы наша страна развивалась, — снимайте санкции! Не ради власти, ради белорусских людей. Или вы думаете, что я тоже несу ответственность за происходящее в Беларуси? Как меня там в интернете назвали — «спарринг-партнером власти»? Во время нынешней президентской кампании все, кто в ней участвует, наверное, по несколько раз друг друга обвинили невесть в чем и назвали спарринг-партнерами или агентами КГБ. Просто если у меня мнение по многим вопросам с властью может совпадать и я могу найти общий язык с ней, то это скорее достоинство, чем недостаток. Или у вас в Европе политические партии приходят только для того, чтобы свергать власть? Если человек имеет свою точку зрения, которая заключается в том, что он соглашается с позицией власти, а не строит свою политическую карьеру только на критике, то это не так уж и плохо.

Нынешние выборы — хороший показатель того, как хорошо мы относимся к ЕС. Я понимаю, что все демократические нормы выполнить невозможно. Демократия — она ведь одна для всех, но формы подхода к ней совершенно разные. Но если я убежден, что имеют место быть серьезные изменения в выборной системе, то так и есть. Уж кому-кому, а мне в этом вопросе верить можно. Я в выборах не первый раз участвую и имею право сравнивать. У нас произошел огромный прорыв, и европейцы отрицать этого не могут. 

matveev@sb.by

benko@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter