Демарш пустых кастрюль

Новомодная посуда нередко таит в себе опасность
Новомодная посуда нередко таит в себе опасность

Как–то стал свидетелем разговора жены с тещей — мол, старые кастрюли, что есть в доме, уже пришли в негодность и надо покупать новые. Ага, намотал услышанное на ус: надо будет с зарплаты близким сюрприз сделать — приобрести набор посуды. Для такого дела даже традиционной заначки не жалко. Как только в кармане оказалась энная сумма, отправился в магазин. Здесь различных наборов из кастрюль, мисок да сковородок — глаза разбегаются. Выбрал комплект из не самых дорогих (но и не очень дешевых). Приехав домой, с гордостью продемонстрировал красочную коробку с заветным содержимым. Ожидаемых бурных и продолжительных аплодисментов, переходящих в овации, впрочем, от женщин не услышал.

— И зачем ты это купил? — спросили у меня.

— Ну как же, — отвечаю. — Вот читайте: произведено на совместном российско–германском предприятии. В магазине меня заверили: качество — закачаешься. Традиционное, немецкое. В этой посуде можно готовить на любых плитах — хоть газовых, хоть электрических. А вот наклеечка, смотрите, — судя по ней, эти кастрюли можно вообще в духовку ставить и ничего с пластмассовыми ручками не случится. В общем, вещь — супер! А вы тут разнылись...

— Ну–ну, — был скептический ответ. — Давай проверим «традиционное немецкое качество».

И мы приступили к испытаниям. Первым разочарованием было выявленное несоответствие того, что написано на коробке, ее содержимому. Объемы кастрюль вместо заявленных 9, 3,5 и 2 литров оказались меньше в 1,5 — 2 раза. В принципе, с этим можно было бы смириться. Но дальше все пошло наперекосяк. Поставили кастрюлю, чтобы сварить картошку, на плиту, и через несколько минут по кухне разнесся запах горелой пластмассы. Это начали плавиться ручки, не выдержавшие даже минимального нагрева. Стало ясно: в духовку эту кастрюлю лучше не ставить — если, конечно, не токсикоман и не кайфуешь от запаха разной химической дряни. После того как картошка сварилась и вода была слита, внутри еще недавно зеркально–блестящей кастрюли я обнаружил какой–то белый налет, смыть который оказалось невозможно. Ну а само приготовленное блюдо на вкус отдавало чем–то металлически непривычным.

— Да–а, прокололся, — с тоской подумал я. И отправился в магазин выяснять отношения.

На вопрос, что за гадость мне всучили под видом якобы качественнейшего товара, завмаг, представившийся Эдуардом, ответил кратко.

— А вы сами виноваты, — глядя на меня сверху вниз, сказал он. — Надо было покупать ту посуду, что из разряда самых дорогих. Тут же какая цена, такое и качество...

Удивительно, как только еще разговор не дошел до «хаты, что с краю»... Уязвленный высокомерным отношением продавца к покупателю я поначалу даже растерялся и не знал, что сказать.

— Покажите–ка мне сертификат на посуду, — выпалил неожиданно для себя.

Тут уж пришлось краснеть, бледнеть и обливаться потом моему собеседнику. Оказалось, что документа, подтверждающего качество товара, в торговой точке нет.

— Все ясно, — перешел я в наступление, — вы торгуете неизвестно чем. Люди могут нанести ущерб своему здоровью, покупая у вас посуду неизвестного производителя (пусть и под небезызвестной торговой маркой), сделанную непонятно из чего...

Не знаю, сколь долго я еще бы возмущался. Но был прерван Эдуардом.

— Хорошо, — устало вздохнул он, — приносите набор кастрюль обратно к нам. Мы отправим его нашему поставщику в Москву, и пусть он решает, что делать дальше.

Принес, получил расписку. А через неделю позвонил в магазин, дабы узнать о вердикте.

— Приходите забрать деньги, — был ответ.

Забрал. На этом инцидент можно было бы считать исчерпанным. Но меня заинтересовало, есть ли у других продавцов посуды сертификаты, подтверждающие качество и безопасность товара, — речь ведь идет о вещах, непосредственно соприкасающихся с пищей. И я отправился по магазинчикам и рынкам Могилева.

Все продавцы, стоило мне завести речь о документах, свидетельствующих о безвредности посуды, тут же доставали из–под прилавка кипу документов. Правда, в одном месте мне показали информационный буклет фирмы–производителя с кратким рассказом о сотрудниках и наборах, предлагаемых для продажи. Тут же были фотокопии каких–то российских сертификатов качества. Другой продавец показала мне ксерокопию некоего «информационного письма». Владелец предприятия заверял, что вся продукция, выпускаемая в его цехах, исключительно отменного качества. Далеко не во всех торговых точках мне смогли показать удостоверение гигиенической сертификации, выдаваемое санслужбой. Хотя обязаны были это сделать — на посуду сертификаты должны быть у каждого, кто ею торгует. За этим строго следят работники областной, городской и районных санитарных служб. Отсутствие обязательного документа может повлечь не только штраф, который должен будет заплатить нерадивый предприниматель. Речь может идти и о приостановлении деятельности ИП.

Самый же парадоксальный вывод, сделанный мною после общения с работниками областной санстанции, такой: наличие у продавца удостоверения гигиенической сертификации отнюдь не гарантирует качество и безопасность посуды. Необходимый документ на кастрюли, сковороды и чайники конкретной торговой марки выдается предпринимателю на один год. Все это время он может торговать либо действительно фирменным продуктом, либо подделкой, склепанной умельцем дядей Васей в каком–нибудь Крыжополе — тут уж все зависит от совести владельца торговой точки.

Медики говорят, что различные заболевания напрямую не связываются с качеством посуды — таких исследований не проводилось. Но теоретически можно вести речь о хронических отравлениях — в том случае, если кастрюля, в которой готовится пища, не соответствует стандарту. Недавно Могилевская областная СЭС не разрешила продавать кастрюли и сковороды российского производства. В посуде при моделировании процесса приготовления пищи было обнаружено повышенное содержание хрома и меди. Тот же хром может вызывать аллергические реакции. Это и достаточно сильный канцероген — при длительном употреблении пищи из таких кастрюль могут быть спровоцированы даже онкологические заболевания. Не «слаще» и медь — переизбыток ее в организме может привести к нарушению работы нервной системы, почек, печени, желудка.

Только не подумайте, будто я хочу кого–то напугать — отнюдь. Просто реалии таковы, что на рынке можно купить и качественный товар, и подделку. И каждому из нас надо быть предельно осторожными, дабы, открыв крышку кастрюли, не выпустить «джинна», который начнет разрушать наше здоровье. Ну а контролирующие службы должны сделать все, чтобы наш поход в магазин или на рынок не стал сродни прогулке по минному полю...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter