Деловые женщины плачут на больших кроватях

Наталья Батракова не любит называть себя писателем.
Наталья Батракова не любит называть себя писателем. Определение она предпочитает более скромное - автор. Во-первых, потому, что, кроме литературы, в ее жизни есть удачный бизнес. Во-вторых, потому, что никогда не состояла ни в каких писательских организациях и вряд ли уже когда-нибудь будет состоять, и сами эти организации вызывают у Натальи Николаевны добрую понимающую усмешку.

Батракова сама создает себе правила игры. Зимой вместе с мужем катается на горных лыжах, летом с ним же занимается подводным плаванием. Возле своего загородного дома, куда перебралась два года назад подальше от городской суеты, выращивает розы. А по ночам пишет. Прозу и стихи, которые иногда пугают ее саму - столько в них внутренних противоречий и незащищенности...

На ее роман "Территория души", изданный в Минске почти 10-тысячным тиражом, обрушился как шквал народной любви, так и поток негативных рецензий. Она стала модной писательницей. В одночасье. Ее стали приглашать на ночные эфиры, о ней обмениваются мнениями в интервью известные люди. Один из них призывал для таких, как Батракова, - уверенных и самодостаточных - "отбить границы своих резерваций и плодить там свою псевдокультуру, восхвалять своих героев и прославлять "новую" жизнь".

Сегодня Батракова работает над новым романом - "Площадь согласия", а читатель обивает пороги книжных магазинов в поисках недавно вышедшего продолжения "Территории души".

Место писателя - в тренажерном зале

- Раньше, когда мы жили в центре, стоило выглянуть в окно - и появлялось такое чувство... половинчатости - будто что-то недоделала. Народ внизу бегает, суетится... Потом кто-нибудь звонил, я прыгала в машину и неслась в общем потоке. У жизни за городом своя философия - там нет ничего лишнего. Лишнего общения, например. Здесь у меня семья, цветы, кошка, собака. Я прихожу в свой кабинет, включаю компьютер и пишу. В основном по ночам. Но в половине восьмого уже встаю, собираю сына в школу и сама еду на работу. В среднем за последнее время я сплю четыре с половиной часа в сутки. Это мой биоритм. Но в отпуске организм берет свое - тогда я должна отсыпаться.

Мы, провинциалы, крепче. Когда мы попадаем в большой город, в бешеном темпе начинаем впитывать в себя все, что было ранее недоступно, то, к чему другие давно привыкли, потому что они здесь родились. А у нас бесконечная череда открытий, мы заново себя создаем, постоянно работаем над собой, стремимся что-то доказать.

Стеклянные глаза зависти

- ...Когда я говорила, что пишу роман, многие воспринимали это иронично - ну пусть попишет, с жиру побесится... Потом вдруг издательство "Кавалер" мой роман приняло, да еще и деньги за него заплатило. И здесь уже в глазах читалось все. Кто-то был искренне рад, говорил теплые слова, кто-то говорил то же самое, но глаза стекленели... Очень больно чувствовать, что тебе начинают завидовать некоторые друзья. Я вообще очень долго могу терпеть обиду. Но есть предел, после которого я встаю, ухожу. Навсегда. Однажды я написала: "Кто мне ответит, отчего простой экзамен на зависть другу сдать не удалось?"

Комплексы надо любить

- Вы так благополучны... А вас когда-нибудь терзали комплексы?

- Я вам расскажу. До года у меня было очень много переливаний крови. Врачи занесли мне массу болезней, которые лечили гормональными препаратами. Появилась полнота... Все вокруг вроде худенькие, а ты - другая... В пятнадцать лет я попала в больницу в очередной раз. Меня положили уже во взрослое отделение. И я подружилась с девушкой, которая была на семь лет старше меня. Ее звали Ира Гракова. После мы с ней долго переписывались.

Так вот. Мой комплекс полноты она уничтожила за три недели. Она была гораздо полнее меня, но везде и всюду первая над этим подшучивала: "Ой, что-то пальчик в телефонный диск не влазит..." Люди вокруг почти восхищались ею, потому что она имела силу говорить вслух о том, что многие, как правило, стараются изо всех сил спрятать. Если бы вы знали, сколько у нее было поклонников! После этого я вернулась в школу другим человеком, потому что поняла - любой комплекс можно достойно преподнести и сделать его своим достоинством. Надо просто уважать себя...

Мужчин я "убиваю" редко

- У вас есть такие строки про мужчин: "Мы смотрим им в глаза, они - на ноги. И ждем признаний, фантазируя. В ответ слова точны, конкретны и убоги. И ничего поделать тут нельзя..."

- Что бы там ни было, женщина не может существовать без мужчины. В женщине природой заложена потребность в сильном человеке, который должен быть рядом. А разделять литературу по половому признаку глупо. Одна из последних книг, которая произвела на меня впечатление, - "Фантазии женщины средних лет". Ее автор, как ни странно, мужчина - Анатолий Тосс.

Я практически всем своим героям, женщинам и мужчинам, даю возможность оправдаться, ведь у каждого в этой жизни своя правда. Во второй книге один из отрицательных персонажей погибает. Я не смогла его оправдать, потому что не смогла понять, как можно совершать такие вещи. И я взяла на себя смелость "убрать" его из жизни, хотя реальный герой прекрасно себя чувствует за границей.

Я 15 лет пыталась доказать, что я, женщина, могу быть на первых позициях. Для меня, например, элементарно самой поменять розетку - у меня инженерное образование. Но спустя 15 лет я поняла, что, наверное, все-таки следует вести себя по-другому, и я осознанно опустилась на ступеньку ниже, стала второй. Как ни странно, именно после этого меня стали ценить гораздо больше. Наверное, это истинно женское состояние - не пытаться взвалить весь воз ответственности на себя. И хорошо, когда рядом есть тот, кто готов освободить тебя от этого бремени. Говоря словами моих героев, хорошо, когда есть человек, с которым можно помолчать обо всем. Ведь ни деньги, ни слава, ни даже творчество не спасают от одиночества. Наверное, когда рвешься вперед, иногда не мешает останавливаться, чтобы взвесить: что я приобрету, а что потеряю? Возможно, навсегда.

Не ставьте литературу на поток!

- У нас много талантливых людей. У каждого в душе что-то кипит, но, к сожалению, перегорает. Я рада, что в проекте "Новый роман нового века", который открывался моим романом, теперь появится второй автор. Я устала доказывать, что это не мой проект, а решение издательства начать такое благое дело, как поиск новых белорусских авторов. Хотя сегодня, набираясь кое-какого опыта, вижу, сколько в книге изъянов: иногда хочется взять ручку и черкать, черкать... Сейчас я редактирую роман "Площадь согласия", и этот процесс как-то затягивается, потому что требования к самой себе становятся все выше.

Белорусскую литературу надо развивать и защищать. Мне проще, для меня писательство до сих пор - увлечение. Это не основной источник дохода. Слава Богу, что в этом плане я свободна. Я сама могу решить, в какое издательство пойду и на каких условиях. Самое главное, чтобы там нашлись понимающие меня люди.

Мне в свое время предлагали поставить производство романов на поток. Спрашивали: а вы сможете написать вот столько-то за такой срок? Да, говорю, наверное, смогу, но зачем? Я не буду этого делать, потому что в этом случае творчество превратится в рутину. Можно сколько угодно шлифовать слог, но потеряется нечто большее - чувства, искренность, и людей это уже перестанет волновать.

Обидно, что многим талантливым людям из-за того, что у них нет материальной базы, не удается пробиться. Получается у единиц, которым выпадает шанс. Как в сказке про Золушку: раз - и жизнь пошла по другой колее! Но возможно, самым талантливым этот шанс как раз не выпадает...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter