Деловая перестройка

При определенных государственных подходах цифровизация может сделать бизнес насквозь прозрачным и коренным образом преобразить бизнес-среду

Оцифровка всего и вся стала духом и признаком нашего времени. Действительно, в последние годы все больше услуг можно совершить буквально в один клик. Правда, лично я все больше чувствую зависимость от тех субъектов хозяйствования, которые мне этот клик предлагают сделать. Увы, пока мировой тренд цифровизации идет по траектории усиления асимметричности доступа к информации. Поставщик товаров и услуг знает на многие порядки больше меня, потребителя.. Хотя если на IT-технологии посмотреть с другой стороны, то они способны сделать все коммерческие процессы до безо­бразия прозрачными. Однако тогда перевернется весь коммерческий мир: зарабатывать придется на реальных, а не на мнимых инновациях, но не на знании, где дешевле купить (и заставить продавца это сделать), чтобы затем дороже продать мне, потребителю. По большому счету, цифровизация в Беларуси идет по треку повышения справедливости. Хотя, возможно, эта парадигма и не очень нравится некоторым коммерсантам.


Не будем далеко ходить, порассуждаем о розничных ценах. По этому поводу есть очень много теорий, научных изысканий и мнений. И любой товаровед (если не «брать выше» — руководитель торговой организации) будет жонглировать умными терминами, доказывая нам, как бесконечно сложно сформировать справедливую, по его мнению, стоимость товара на магазинной полке. А с точки зрения классической математики (которую мы все изучали в школе) задачка-то укладывается в несколько нехитрых действий. К цене поставщика надо приплюсовать торговую наценку. Точка.

Но самая интересная деталь, сколько продавец зарабатывает на единице товара. В реальности, а не декларировано. Да, профессионалы торгово-сбытовой деятельности будут приводить сложные аргументы: о затратах на доставку, логистику, мерчандайзинг, маркетинг, BTL-акции, рекламу и так далее. Смета может быть настолько длинной, насколько позволяют фантазия, профессиональная подготовка и морально-этическое воспитание того или иного предпринимателя.

Но на деле-то все сводится к простой формуле сложения. Кроме того, ряд издержек как раз и придуманы, чтобы больше получить маржинальности на том или ином товаре. Мы, потребители, об этих хитросплетениях-то, по большому счету, не знаем. Хотя участникам рынка (продавцам) фантасмагория ценообразования прекрасно известна. Но для многих других она недоступна. Отсюда и формируется маржинальность бизнеса. И так было всю протяженность капитализма. Конечно, ряд предпринимателей претендовали на прорыв, но немалая их толика зарабатывала исключительно на информации «где дороже — где дешевле». И она являлась коммерческой тайной.

Национальные цифровые платформы могут сделать всю деятельность коммерческих структур в некоторых отраслях (добавлю — независимо от формы собственности, хотя государственным предприятиям на внутреннем рынке никогда не давали разгуляться в излишней жадности) практически прозрачной. «Цифровой след» — не выдумка, а реальность нашего тысячелетия. Например, в Беларуси уже давно действует платформа по цифровому учету и контролю начисления НДС. Впрочем, многие функции налогового администрирования также уже переведены в электронный формат. И этот процесс продолжается. Министерство по налогам и сборам (МНС) уже практически отказалось от плановых выездных проверок. Контроль за уплатой налогов и корректностью их исчисления теперь можно вести в так называемом камеральном (удаленном) режиме. Уже многие кассы в розничных торговых точках подключены, опять же, к налоговой системе. Недавно она была модернизирована и сможет служить для нужд статистики по исчислению инфляции. Разработаны пилотные электронные системы по учету движения товаров и их стоимости через границу. На повестке дня стоит внедрение цифрового рубля, который значительно облегчит платежи. Конечно, некоторые нюансы еще до конца не определены, но не исключено, что национальной цифровой валютой мы сможем платить производителю напрямую, приобретая их товар в розничной торговой точке или маркетплейсе.
Другими словами, реализуя национальные проекты цифровизации, Беларусь приближается к тому моменту, когда «купечество» и посредники (о которых неоднократно жестко высказывался Президент) потеряют свою экономическую силу. И движение того или иного товара по товаропроводящей сети станет прозрачным, а цифровая платежная система позволит покупателю платить сразу производителю.
И исчезает посредник, который зарабатывает (иногда даже очень значительные суммы) на обслуживании платежей. Уйдут в небытие ситуации, когда торговые организации бессовестно обрастают просроченными платежами в адрес производителей и бесплатно «прокручивают» их капитал. Будут понятны все наценки, маржинальность в каждом звене цепочки и как эта маржинальность распределяется. И видно это будет не только соответствующим службам — операторам цифровых систем, но и покупателю. Мы движемся к справедливости в этом вопросе, когда потребитель будет голосовать кошельком, но понимая, за что он отдает свой голос. И какая компания сколько получит с его рубля. Возможно, тогда и выбор у нас, покупателей, будет несколько иной. Я, например, перестал принципиально приобретать некоторые недорогие и малозначимые для меня товары после того, как проверки выявили, что наценка на них составляет 300–500 процентов! С какой радости?! У меня есть несколько рублей, чтобы их купить. Но не буду. Ибо считаю, что маржинальность завышена и несправедлива. Такой мой справедливый выбор. Хотя, подозреваю, многие посредники с ним и не согласятся.

volchkov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter