Полноценный диалог бизнеса и государства возможен, когда деловые ассоциации смогут нести ответственность за свои предложения и инициативы

Деловая добропорядочность: начните с себя!

Традиционно фискальные и силовые ведомства выступают за декриминализацию экономической сферы. На словах некоторые бизнес-союзы вроде так же выступают за прозрачность бизнеса. Правда, при этом они занимают весьма интересную позицию: призывают к отмене целого ряда законодательных норм, которые регламентируют порядок проверки коммерческих структур, но ничего не предлагают взамен. В Республиканском союзе промышленников и предпринимателей (РСПП) пошли еще дальше. В ответ на предложение МНС бизнес-союзам объединить усилия в борьбе с выплатой заработной платы в конвертах на словах поддержали идею законопослушности. Но тут же перевели стрелки на фискальные органы, заявляя, что больше половины выплат в конвертах базируется на чрезмерной налоговой нагрузке в очень сложных экономических условиях и других неурядицах. Мол, хотим свободы, а «невидимая рука рынка» все отрегулирует. Такая логика, впрочем, привычна и звучит по поводу и без повода из уст наших так называемых либерального толка экспертов. Да, некоторые нормативно-правовые нормы, которые пресекают теневые финансовые потоки, не бесспорны. Как и правоприменительная практика. Возможно, жесткие подходы не дают деловой среде развиваться более динамично. Не исключаю, что гуманизация экономического законодательства сделает деловую среду более динамичной, инвестиционно привлекательной, креативной. Однако не будем забывать о другой стороне проблемы: по разным оценкам, до 20 процентов белорусской экономики находится в тени. И прошлые опыты показали: сама по себе либерализация не дает ожидаемого эффекта. Так как гуманизация законодательства должна проходить параллельно с повышением добропорядочности и социальной ответственности бизнеса. Но эту функцию у деловых ассоциаций никак не получается реализовать. Поэтому и диалог с государством не всегда ладится.

По разным оценкам, до 20 процентов белорусской экономики находится в тени.

В мировой практике (на которую очень любят ссылаться многие эксперты) бизнес-ассоциации кроме консолидирующей и лоббирующей роли играют важную роль в обеспечении честности поведения на рынке своих членов. Причем как в отношении соблюдения интересов потребителей, так и социальных обязательств перед обществом и государством. Зарубежное бизнес-сообщество через свои общественные объединения принимает на себя обязательства по коллективной ответственности по предотвращению коррупции и теневого бизнеса в деятельности делового сообщества, вводит стандарты добросовестности для своих членов и следит за их соблюдением. Еще в 1977 году Международная торговая палата (ICC) выпустила первую версию Правил поведения в борьбе с вымогательством и взяточничеством. По сути они являются международным стандартом для негосударственного сектора экономики, в соответствии с которым выстраиваются внутрикорпоративные процедуры и принципы бизнес-этики. Затем Правила неоднократно дополнялись, обновлялись и актуализировались. В 2017 году ICC опубликовал специальный выпуск Рекомендаций по ответственному ведению бизнеса для компаний всех размеров. В этом выпуске были собраны все ключевые инструменты по борьбе с коррупцией и корпоративной ответственности. В 2012 году «Антикоррупционную хартию российского бизнеса» подписали ведущие российские деловые общественные организации.

К сожалению, белорусское бизнес-сообщество в лице общественных объединений ведет себя инертно. Больше предъявляет претензии и выдвигает обвинения в адрес государства в чрезмерном давлении на бизнес, особенно частный, но по факту бизнес-ассоциации толком и не ведут работу по созданию добропорядочной предпринимательской экосреды. И конкретных инициатив в этом направлении не выдвигает. Как и не предлагает государству альтернативы борьбы с уклонением от уплаты налогов и другими нарушениями экономического законодательства. Фактически если послушать некоторые заявления представителей бизнес-сообщества, то необходимо смотреть сквозь пальцы на махинации предпринимателей. Либо предлагают выстраивать законодательство таким образом, чтобы доказательства нарушений погрязли в бесконечных судебных разбирательствах. При этом ассоциации становятся в позу обиженных, постоянно заявляя, что государство их не слышит. Но как же можно услышать, если позитивного ничего не предлагается?! Поэтому и получается диалог бизнеса (в лице деловых ассоциаций) неполноценным: деловая среда генерирует критику, но не предлагает никаких креативных решений проблемы ухода от налогов. Не говоря уже о поддержании инициативы российских коллег в части хотя бы инициирования и обсуждения в отечественной предпринимательской среде аналогичной российской антикоррупционной хартии, не говоря уже о правоприменительной практике соответствующих рекомендаций ICC.

Очевидно, что в том виде и условиях, в котором сегодня существуют бизнес-ассоциации (в большинстве), они не могут решить эффективно проблемы самоочищения бизнеса. В принципе, на самом высоком уровне неоднократно озвучивалась готовность постепенно делегировать те или иные полномочия «вниз». Другой вопрос, сформировали ли для этого общественные институты? Для таких целей необходимы не просто республиканские бизнес-союзы, объединяющие сегодня под своей крышей немногим более 1/10 от реально работающих предпринимателей и членство в которых является добровольным и не налагает никаких существенных обязательств. Взять на себя те или иные регулятивные функции могут только саморегулируемые организации, готовые через те или иные инструменты нести и юридическую, и финансовую ответственность за действия своих членов. Зарубежный опыт показывает: такие ассоциации должны либо формировать гарантийный фонд, либо применять инструменты страхования ответственности своих членов.

Надо отметить, что сегодня законодательство позволяет создавать подобные объединения. Хотя и немногочисленные, но есть позитивные примеры. Например, Белорусская ассоциация международных автоперевозчиков. Этот опыт, к сожалению, не получил масштабирования. Не нашел поддержки ни среди бизнес-союзов, ни на законодательном уровне Закон «О саморегулируемых организациях», который уже не первый год находится на рассмотрении в Парламенте. Что особенно странно, но объяснимо, среди представителей бизнеса даже высказывалось отрицательное отношение к этой инициативе и непонимание ее необходимости.

Почему? Полноценная саморегулируемая организация требует определенных инвестиций со стороны ее учредителей. Только обладая финансовыми возможностями, организация сможет содержать штат квалифицированных сотрудников для администрирования регуляторных функций. Кроме того, за эти действия ассоциация должна нести ответственность. В том числе перед потребителями своих услуг. И прежде всего материальную. Но, как отмечалось выше, ряд представителей предпринимательской среды (или общественных деловых организаций), правда, не очень многочисленных, но позиционирующих себя в либеральных СМИ единственными защитниками белорусского частного бизнеса, понимая свою несостоятельность в данном вопросе, занимают традиционную для них позицию: становятся в позу обвинителей. Но не готовы нести ответственность — перекладывают ее на органы государственного управления. Надо отметить, что министерства и ведомства выслушивают предпринимателей. Другой вопрос, что не всегда мнение бизнеса находит отражение в нормативно-правовых актах. Что также вполне естественно. За наполнение бюджета отвечают определенные ведомства, а не деловое сообщество. Поэтому именно чиновники сегодня и принимают окончательные решения. И несут за них ответственность. В том числе и персональную. Крупный просчет государственному служащему может стоить места работы и карьеры. А какая ответственность у бизнес-экспертов, если их предложения приведут к противоположному от планируемого результату?

Георгий ГРИЦ, ректор ГУО «Институт повышения квалификации и переподготовки руководителей и специалистов промышленности «Кадры индустрии».

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter