Дело — за малым!

Тема сегодняшнего разговора — упрощение регистрации и ликвидации предприятий

Мораторий на проверки предприятий. Заявительный принцип регистрации бизнеса. Новая ценовая политика... Впереди — еще 52 шага. На наших глазах воплощается грандиозный план Правительства по совершенствованию делового климата. Очень скоро перемены коснутся налогов и таможенных правил, имущества и земли — словом, многих административных и технических процедур. «СБ» открывает новую рубрику, в которой мы планируем оперативно знакомить предпринимателей с важными изменениями законодательства. Ваши вопросы мы готовы задать экспертам в самых разных сферах деятельности.


Тема сегодняшнего разговора — упрощение регистрации и ликвидации предприятий. Вход в бизнес должен быть простым. Это — аксиома. Декрет с символичным номером 1, подписанный сразу после череды зимних праздников, дал возможность учредить собственное дело за 1 день. С уставом, заявлением и квитком об уплате госпошлины можно прийти в исполком обычным посетителем, выйти — индивидуальным предпринимателем или хозяином собственной фирмы. Процедура регистрации предприятий у нас теперь одна из самых совершенных и либеральных в мире. Кстати, ее упрощение предпринято еще в прошлом году, что подняло рейтинг Беларуси среди стран–реформаторов сразу со 115–го на 85–е место. Теперь есть возможность перебраться еще выше. Вот первые итоги: за две недели февраля на рынок пришли 920 новых фирм и 2.231 индивидуальный предприниматель, столько же, сколько за весь январь.


Что же принципиально изменилось? Сколько времени и денег нужно, чтобы открыть свое дело? В каком случае регистрация предприятия может быть признана недействительной? Об этом мы поговорим сегодня с Галиной Подрезенок, которая нынче возглавляет управление Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Минюста.


Четыре шага


«Да, сейчас много говорят о том, что предприятие можно зарегистрировать за 1 день. А сколько времени еще придется потратить на подготовку документов?! А.Практика, индивидуальный предприниматель, Минск».


— Если не откладывать дело в долгий ящик, на все уйдет несколько дней. В Декрете № 1, кстати, впервые расписаны все шаги предпринимателя до подачи документов на регистрацию.


Шаг 1. Согласовать название будущей фирмы


Условно говоря, это можно сделать, лежа на диване, — отправив по почте заявление в исполком с несколькими вариантами (до 10). В отделе регистрации сверят, нет ли уже таких «брэндов» в едином регистре, и дадут вам письменный ответ о том, какой из предложенных вариантов будет забронирован за вами в течение 3 месяцев. Если придете лично, то на все уйдет несколько минут. Список названий всех действующих в стране фирм и организаций можно найти на сайте Министерства юстиции. В разделе «Единый государственный регистр» есть ссылка на портал: www.egr.minjust.by.


Шаг 2. Подготовить устав


Единой формы уставных документов нет. Однако самому индивидуальному предпринимателю подготовить такой важный документ нелегко. Для каждой организационно–правовой формы бизнеса в законодательстве есть определенные требования. Лучше доверить это важное дело профессионалам. Почему? Потому что, предоставив уникально–простые условия вхождения в бизнес, Декрет № 1 установил довольно жесткие меры ответственности за достоверность сведений, указанных в документах, в том числе и учредительных. Иными словами, ваше унитарное предприятие зарегистрируют и с ошибками (не грамматическими, самой собой) в уставе. Однако если, скажем, через несколько лет суд выявит заведомо ложные сведения, то госрегистрацию признают недействительной и все доходы, заработанные такой организацией, заберут в местный бюджет. Надеюсь, судов таких у нас будет немного. Государство рассчитывает на честность и порядочность бизнесменов.


К слову, с 1 февраля уже не нужно заверять учредительные документы у нотариуса. Подпись в уставе удостоверит сотрудник регистрирующего органа. И перечислять все виды предполагаемой деятельности тоже нет необходимости, даже лицензируемые. Для предпринимателей это большой плюс. Захотел диверсифицировать бизнес — пожалуйста. Вносить изменения в устав не нужно. А вот для государственных органов тут есть минус. Единый госрегистр теперь не даст ответа на элементарный вопрос: сколько предприятий и предпринимателей у нас занимается торговлей, производством, услугами? Хотя для принятия управленческих решений это важно. Поэтому в новой форме заявления предлагаем основные виды предполагаемого бизнеса указать.


Шаг 3. Определиться


с местонахождением предприятия


В заявлении нужно заполнить специальную графу: почтовый индекс, область, район, город, сельский совет, улица, дом, квартира, офис. Это так называемый юридический адрес. Он будет отражен в Едином госрегистре. И при перемене места дислокации достаточно в течение 10 дней сообщить в регистрирующий орган новый адрес без внесения изменений в устав, как это было раньше.


Шаг 4. Сформировать уставный фонд и открыть временный счет в банке


Минимальный размер уставного фонда обязателен только для акционерных обществ: в открытых — 400 базовых величин, в закрытых — 100 б.в. То есть теоретически в уставном фонде вашего предприятия может быть 1 доллар. Однако разумнее заложить более реальную сумму. Поскольку вам нужно арендовать офис, закупить компьютеры, столы, стулья, шкафы.


Плата за вход


«Отделы по регистрации предприятий теперь работают каждый день? М.Миронова, Речица».


— Сообщите нам, если это не так. Министерство юстиции еще в период подготовительной работы требовало от исполкомов обеспечить ежедневный (кроме выходных и праздников) прием документов на регистрацию. Раньше такой график был разве что в Минске. В небольших райцентрах, как правило, предпринимателей принимали два раза в неделю. С 1 февраля специалист, который занимается регистрацией субъектов хозяйствования, должен быть на рабочем месте каждый день в каждом регионе.


«Сколько стоит создание небольшой фирмы? В.Данилович, Докшицкий район».


— Основные затраты на госрегистрацию организации с 1 февраля уменьшились в 2,5 раза — с 600 с лишним тысяч до 235 тысяч рублей. Без учета уставного фонда и если собственник — один. Самый большой платеж — госпошлина.


Печати и штампы


«Прежде, чтобы изготовить печать организации, требовалось разрешение исполкома. Как поступать теперь? А.Севрукович, Могилев».


— На уставе предприятия ставится штамп сотрудника регистрирующего органа, и одновременно сведения о новом предприятии вносятся в Единый госрегистр. С этим «меченым» уставом отправляетесь в штемпельно–граверное предприятие и заказываете печать. Индивидуальным предпринимателям достаточно предъявить свидетельство о государственной регистрации с необходимой отметкой.


Кстати


На начало февраля в стране работали 146,7 тысячи юридических лиц и 261,9 тысячи ИП.


Справка «СБ»


Предприятие считается созданным с момента проставления штампа регистрирующего органа на его уставе.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter