Главная проблема газопровода — это старение труб

Дело в трубе

Главная проблема газопровода  — это старение труб
Взрывы, пожары, человеческие жертвы — это лишь краткий перечень разрушительных последствий аварии на нефте- или газопроводе. К счастью, в нашей стране чрезвычайные ситуации на таких объектах в последнее время бывают только учебными. В этом, говорят специалисты, большая заслуга и операторов, которые занимаются транспортировкой нефти и газа, и государственных надзорных служб. Но все же расслабляться и почивать на лаврах не стоит: в стране тысячи километров трубопроводов. Причем многие из них идут не только недалеко от берегов наших крупнейших рек, но и под ними.


Объектов, которым сегодня уделяется пристальное внимание, хватает, говорит начальник управления регулирования воздействий на атмосферный воздух и водные ресурсы Минприроды Сергей Завьялов. Так, трубопроводы нефтепродуктов и газопроводы пересекают 14 крупных рек. Можно оценить величину риска воздействия на окружающую среду при нештатной ситуации. Скажем, случись что на нефтепроводе «Гомельтранснефть-Дружба» — и пострадают нацпарк Припятский и Припять в среднем ее течении. А ведь большинство наших крупных рек трансграничные. В случае ЧС проблема перейдет на сопредельную территорию. «Такая ситуация была в 2007 году, — напоминает Сергей Завьялов, — когда у «Запад-Транснефтепродукта» произошла серьезная авария на трубопроводе и когда нефтепродукты попали в каналы и Западную Двину, а также на территорию соседней Латвии». Но, к счастью, эта же авария была в нашей стране последней. 

Соседство газонефтепроводов с крупными реками, если полистать страницы истории, не случайно. Такой выбор в далекие 60-е годы прошлого века был сделан, дабы не повредить сельхозпосевы. А вот возможные проблемы для рек и их обитателей рассматривались уже во вторую очередь. Сегодня подход к строительству, по словам главного инженера ЧПУП «Запад-Транснефтепродукт» (предприятия, которое транспортирует нефтепродукты по магистральным нефтепроводам протяженностью около 1 тысячи км) Андрея Серакова, иной. Учитывается и анализируется целый ряд аспектов, вплоть до особенностей ландшафта. И, без сомнения, проектировщики, понимая, что риск велик, не забывают об экологическом.


Но в одночасье поменять направления бега нефти и газа, как и повернуть реки вспять, вряд ли возможно. А вот принять все меры предосторожности к уже имеющимся трубопроводам — вполне. И это делается. «Например, есть особые требования к металлам, из которых изготавливаются трубопроводы, чтобы свести к минимуму вред от них для водных артерий, почв, — перечисляет Сергей Завьялов. — Кроме того, кафедра трубопроводного транспорта, водоснабжения и гидравлики Полоцкого государственного университета для таких объектов как «Гомельтранснефть-Дружба», «Белоруснефть» по их заказу разрабатывает стандарты по предотвращению возможных чрезвычайных ситуаций и по действиям, которые следует предпринять, если таковые все же случатся. Это серьезные документы, где прописаны меры, средства, которые необходимо иметь (например, плавсредства, боновые заграждения, химические компоненты для сорбции нефтепродуктов и т.д.). Эта система в Беларуси действует и приносит результаты. Так, за последние годы серьезных аварий с заметными последствиями для экологии у нас не было».

Впрочем, сами операторы поднимают другую проблему — это старение трубопроводов. При нормативном сроке службы в 33 года часть из них преодолела полувековой рубеж. Они отстают и в плане материалов, из которых изготовлены, и по степени защиты от потенциальных ЧС.


Их более современные собратья, в частности, пересекающие водные объекты, имеют увеличенную толщину стенки, оборудованы системами телемеханики, которые в случае нештатной ситуации дают сигнал на диспетчерский пункт, автоматически останавливая транспортировку топлива и сводя возможность аварии к минимуму. «На нашем предприятии заменено около 65 процентов трубопровода. Но остается еще 35, — уточняет Андрей Сераков. — Это мероприятие хоть и окупаемое, но дорогостоящее, поэтому мы производим замену постепенно». Старым трубопроводам, по словам специалиста, уделяется особое внимание: ведутся постоянная диагностика, необходимые ремонтные работы, эксплуатационные нагрузки на эти участки максимально снижены. 

Но если техническая база только стремится к совершенству, то законодательная уже получила высокую оценку международных экспертов, посетивших нашу страну в рамках проекта ПРООН «Взаимосвязь между проблемами окружающей среды и безопасности в Беларуси». «Мы сравнили наши нормативы с европейскими, и сегодня с уверенностью можно сказать, что наше законодательство, нормативно-техническая база, по мнению международных экспертов, весьма высокоразвита, — привел результаты анализа заместитель начальника службы международного сотрудничества и маркетинга Республиканского центра по гидрометеорологии Александр Рачевский. — У нас есть ряд законов, в числе которых «О промышленной безопасности», «О магистральном трубопроводном транспорте» и др., которые регулируют работу операторов и контрольных органов. Да, с 1996 года по нынешний произошло 14 аварий, но за последние восемь лет — всего одна и без человеческих жертв. Это говорит о высоком уровне технических решений, широком внедрении технических достижений, хорошей работе операторов и техперсонала». 

veraart14@mail.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter