Дело в “Квадрате”.

Что можно увидеть на чистом полотне.

Что можно увидеть на чистом полотне.

Известный витебский художник-абстракционист и теоретик искусства, член Союза художников Беларуси Александр Малей в течение года представляет в разных выставочных залах Витебска выставку “Экзистенция”. Проект приурочен к 60-летию мастера.

Материализация нематериального

Многие уходят с выставок Малея в недоумении. Что означают эти квадраты и прямоугольники, фигуры, стоящие на пьедесталах или парящие в воздухе? Мне представился случай спросить об этом у самого автора — одного из самых загадочных витебских художников, проекты которого оставляют ощущение соприкосновения с неразгаданной тайной.

“Экзистенция” (существование, бытие, сущность) — так называется юбилейная выставка Александра Малея. И это исследование смысла и сути человеческой жизни с помощью геометрических форм и символов, то есть методами супрематизма (направление в живописи, отрицающее необходимость рисунка, изображения).

Здесь нет ни одного реального, практичного предмета. Зал организован таким образом, что зритель по замыслу автора попадает в пространство другого мира.

— У человека, помимо всего прочего, есть душа, сознание, эмоции, чувства и ощущения. Все это нематериально, — говорит автор. — Если люди сотканы из двух компонентов, материального и нематериального, надо полагать, что существует и другой мир. Задача художника — рассказать о нем, сделать невидимое видимым.  Этой экспозицией я хотел сказать, что наше каждодневное бытие должно соотноситься с Бытием с большой буквы.

У входа в зал — белая дверь, впускающая зрителя в неведомый мир.

— Ты можешь открыть эту дверь, войти, — ведет художник. — Дальше видишь крест. Потом — ковчег и яйцо как основа жизни.

Чистые полотна на стенах — символ нематериального, духовного пространства. Дальше — объемные композиции, сквозь одну можно увидеть другую. Геометрические фигуры парят в пространстве, как в невесомости, и создают иллюзию динамичного движения. Так, посредством сочетания геометрических фигур и плоскостей разного цвета художник отражает нашу жизнь — со всеми ее гранями, острыми углами и проблемами. 

Реализм или абстракция?

По мнению Малея, любой художник, в каком бы он направлении ни работал, отражает состояние нематериального мира. Если художник пишет пейзажи Камчатки, на самом деле он показывает не Камчатку, он пишет романтику! Камчатка — только повод. От чего же зависит, какой способ отражения мира выберет художник? Почему один автор выбирает реалистический, а другой абстрактный способ отражения Бытия?

— Я лично ничего не выбирал, шел к этому бессознательно, — рассказывает Александр Васильевич. — Художника, да и любого человека, программирует Господь. Это как чип, заложенный внутри. Есть художники, которые быстро вычисляют этот ген и ничего не меняют на протяжении всего творчества, их почерк, манера, стиль узнаются сразу. У меня все сложнее. Одиннадцать лет я был акварелистом — писал реалистичные пейзажи, натюрморты, портреты. Но в 35 лет, будучи сложившимся художником, членом Союза художников СССР, с багажом выставок, отказался от этого материала, потому что акварель для меня исчерпала свои возможности. Скажи мне кто-нибудь тогда, что у меня будет такая выставка, я бы изумился!

А началось все с творческого объединения “Квадрат”, созданного Малеем в 1987 году, — духовного приемника созданного Казимиром Малевичем творческого объединения УНОВИС (“Утвердители нового искусства”). Выпускник художественно-графического факультета Витебского пединститута им. С.М.Кирова (1973) Александр Малей объединил витебских художников, которые занимались поиском современной концепции и понятия пространства на основе наследия Малевича и Лисицкого. “Квадрат” был одним из лидеров неформального движения художников в Беларуси. Итогами его деятельности стали I и II международные пленэры “Малевич. УНОВИС. Современность” (1994, 1996), в которых приняли участие художники из России, Польши, Литвы, Украины, Беларуси. Это было время возвращения имени Малевича в лоно белорусской культуры.

— Мы устраивали перфоменсы, выставки, проекты, но каждый при этом в творческом плане делал что хотел, — вспоминает Малей. — Это были и фигуративная живопись, и скульптура, и гобелен. Мы стремились создать свою среду, в которой нам было бы комфортно. Это тогда было необходимо — время было такое.

Сейчас Александр Малей руководит студией современного искусства при центре творчества детей и молодежи Железнодорожного района Витебска. Чему Малей учит своих воспитанников на языке современного искусства? Для чего вообще в наше прагматичное время художественное образование?

— Все люди так или иначе стремятся получать эстетическое образование: читают книги, смотрят художественные фильмы, слушают музыку, — убежден художник. — Потому что человек по своей природе существо духовное. Молодым сейчас труднее, чем нам: у них нет духовного стержня, нет понятных ценностей, неизвестно, что будет завтра. Бытовые проблемы становятся главенствующими, затягивают их. Но молодежь не в чем обвинять, им ведь не пройти мимо истории. Во многом виноваты мы сами. Мы пребываем в посткоммунистическом сознании, а оно очень смешанное, зыбкое. Сейчас переходный период, но уверяю: мы обязательно выберемся! И выводить страну из духовного, материального и культурного кризиса предстоит именно молодежи.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter