Дело техники

Отечественный рынок бытовой техники считается перспективным и быстрорастущим. По уровню роста специалисты прочат ему одни из первых позиций в Восточно-Европейском регионе

Белорусский  рынок  бытовой  электроники  пока  равняется  на  иностранного  производителя,  но  прячет  козыри  в  рукавах 

Отечественный рынок бытовой техники считается перспективным и быстрорастущим. По уровню роста специалисты прочат ему одни из первых позиций в Восточно-Европейском регионе, ведь без учета таких сегментов, как компьютерная техника и сотовые телефоны, в 2006 году он вырос на 20 %. По темпам роста электротехника занимает первое место на рынке товаров народного потребления, опережая даже рынок продуктов питания. Спрос на технику увеличивается не только из-за роста доходов белорусов, но и по причине демократизации потребительского кредитования. «Сегодня около 50 % реализуемой крупной бытовой и аудио-видео техники продается магазинами в рассрочку, еще около 10 % — по кредитам, выданным банками. Как следствие, все магазины стараются предоставить этот вид услуг», — объясняет ведущий специалист департамента бытовой техники компании «Электросила» Наталья Липенкова. 

В целом же весь объем рынка бытовой электроники — и малой, и крупной — в Беларуси оценивается в 1,8 млрд. долларов. При этом эксперты полагают, что к 2010 году его емкость увеличится до 2,4 млрд. долларов. Правда, столь стремительный рост произойдет при одном условии: если отечественные предприятия, выпускающие бытовую электронику, значительно усилят свои позиции. Пока, к сожалению, потребитель, делая выбор между отечественной стиральной машиной «Атлант» и итальянской «Indesit», нередко голосует не рублем, и даже не сердцем, а здравым, с его точки зрения, смыслом: иностранное — значит лучше. Несмотря на то, что отечественные производители по отдельным направлениям ничуть не уступают иностранным, более 80 % бытовой техники Беларусь сегодня импортирует. 

Теоретически белорусскому производителю есть где разгуляться. Подсчитано, что годовая потребность белорусского рынка в телевизорах составляет примерно 600 тысяч штук, в холодильниках и стиральных машинах — по 400—450 тыс, в DVD-устройствах — 500 тысяч, СВЧ-печах — 450 тысяч, утюгах и фенах — по 600 тысяч, кухонных плитах — 250 тысяч. При этом, как отмечают продавцы электротехники, объемы серого импорта за последние 2 года значительно снизились. К примеру, в сегменте крупной бытовой техники, такой, как стиральные машины и холодильники, они составляют около 1—2 %. А вот такое направление, как аудио-видео, напротив, пока на 70—75 % принадлежит нелегальным продавцам. 

Как не потерять, а упрочить свои позиции в борьбе с иностранными холдингами — сегодня жизненно важный вопрос для отечественных предприятий. И рынок подсказывает чуть ли не единственный вариант его решения — налаживание «отверточной сборки» новейших моделей. Таким образом отечественные заводы смогут не только перенять передовые мировые технологии, но и удешевить стоимость продукции, и, наконец-то, начать массово насыщать внутренний рынок. О создании одного из таких проектов было объявлено в феврале 2007 года. Тогда было распространено заявление, что ОАО «Горизонт» и крупный китайский холдинг «Midea Group» намереваются создать совместное предприятие по производству бытовой техники, которое сможет вернуть белорусским производителям отечественный рынок. 

Контрактные обязательства между белорусской и китайской сторонами были подписаны еще в начале года, однако процесс их юридического оформления и регистрации несколько затянулся. Полугодичное молчание промышленного гиганта некоторые даже восприняли как отказ от перспективного проекта. На самом деле речь идет о желании китайской стороны детально изучить всю подноготную вопроса. В настоящий момент специалисты «Midea Group» с присущей им скрупулезностью изучают нюансы местного законодательства и ситуацию на рынке, выстраивая маркетинговую стратегию. «В данном случае речь идет, по сути, о создании целого завода и китайских партнеров можно понять. Время, за­траченное на подготовку, после окупится успешным стартом, — уверен заместитель гендиректора по экономике ОАО «Горизонт» Алексей Мозжухин. — О начале работы проекта можно будет объявить в ближайшее время». 

Считается, что на первых порах СП будет использовать поставляемые из Китая по невысоким ценам комплектующие, однако в дальнейшем планируется повышение уровня белорусского участия, наладив выпуск более дорогих и сложных моделей бытовой электроники. При этом если изначально «Горизонт» начнет с производства СВЧ-печей — направления, успешно освоенного этим предприятием еще 2 года назад, то постепенно ассортимент увеличится. Планируется, что «Горизонт» постепенно наладит производство всего сегмента так называемой белой бытовой техники — кухонных комбайнов, миксеров, электрочайников, холодильников, стиральных машин, кондиционеров и другой техники. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter