Дело рук человеческих

В Китае уже приступили к реализации проекта "переброски рек" Легким движением руки поворачивая кран, из которого тут же начинает течь вода, мы воспринимаем это не как чудо или подарок, а как нечто само собой разумеющееся, как будто так было всегда и есть везде.
В Китае уже приступили к реализации проекта "переброски рек"

Легким движением руки поворачивая кран, из которого тут же начинает течь вода, мы воспринимаем это не как чудо или подарок, а как нечто само собой разумеющееся, как будто так было всегда и есть везде. Главная водная проблема Беларуси - отключение горячей воды летом и связанные с этим неудобства. А ведь нехватка воды - одна из основных проблем наступившего столетия, и эксперты сходятся во мнении, что водный кризис в ближайшие десятилетия будет усугубляться.

Немногим это известно, но Китай с его огромным количеством народа находится лишь на 121-м месте в мире по запасам пресной воды на душу населения. Из-за недостаточного водоснабжения производство ежегодно терпит убытки на сумму 28 млрд. долларов. Более 400 городов и 20 миллионов человек испытывают нехватку воды. Среди таких городов и столица страны Пекин, который вступил в шестой год засухи. Из двух водохранилищ, которые питают городскую систему водоснабжения, только одно продолжает функционировать, да и в нем уровень воды составляет лишь четверть от стандартного.

У сложившейся ситуации есть свои объективные причины. За последние 50 лет население Пекина увеличилось в 7 раз, сегодня здесь живет 14 млн. человек, которые вместе с промышленностью и сельским хозяйством потребляют все больше воды. Они уже выпили окрестные озера - их количество вокруг Пекина за последние годы уменьшилось в 7 раз. Специалисты бьют тревогу: в ближайшие 10 - 15 лет, если не придет большая вода, Пекин может зачахнуть, что уже происходит в 100 км на север от него, где уверенно наступает пустыня. В результате каждую весну китайскую столицу накрывают песчаные бури.

Пекинское правительство призывает граждан экономить воду, а чтобы сделать эти призывы более доходчивыми, постоянно повышает цены. Сегодня один кубометр воды стоит здесь 4 юаня (почти 0,5 доллара), по прогнозам муниципального бюро по водным ресурсам, к концу года цена повысится еще в полтора раза.

Семья из трех человек, например, каждый квартал платит за пользование водой 800 юаней. Моя знакомая Лю Ни, у которой русский муж, постоянно жалуется: "Я все время говорю Алексею, чтобы он выключал воду, когда намыливается в душе или когда чистит зубы. Но он не привык так делать, ведь в России или Беларуси проблем с водой нет. В результате платить приходится все больше и больше. А ведь мы еще и воду в бутылях покупаем: одна 20-литровая бутыль стоит доллар, а хватает ее только на три дня".

Качество воды в Пекине и других "жаждущих" городах - другой серьезный вопрос. Вода в кухонном кране, туалете и та, что используется для озеленения, одна и та же. Очистных сооружений не хватает, поэтому "технической воды" в Пекине и других городах практически нет. Вернее, есть, но немного - 500 тонн в день. Но с ней проблема иного рода: нет труб, по которым такая вода может поступать обратно в город и использоваться, например, в туалетах или для озеленения. То есть ее нужно доставлять в цистернах, а это дорого.

Теперь правительство утверждает, что деньги, вырученные от повышения цен на воду, будут направлены на осуществление грандиозного проекта переброски рек с богатого водными ресурсами юга Китая на страдающий от жажды север.

Проект переброски рек с юга на север многие сравнивают с Великой китайской стеной - по масштабам строительства и вложенным ресурсам. Планируется построить три обводных канала - восточную, центральную и западную линии.

Работы на восточном канале уже начались, именно эта водная артерия должна к 2010 году напоить Пекин. Весь же проект планируется завершить к 2050 году, его предварительная стоимость оценивается в 59 млрд. долларов. Однако специалисты сходятся во мнении, что в процессе строительства эта цифра скорее всего возрастет.

После завершения проекта каждый год 44,8 млн. кубометров воды из реки Янцзы будут течь не в море, как это было тысячелетиями, а на север Китая по искусственному каналу. Для сравнения: это ежегодный сток другой большой реки - Хуанхэ. Кстати, это не первый подобный проект в китайской истории. Существует "Большой канал" протяженностью 2.700 км, который связывает город Ханчжоу с Пекином. Это самый крупный водный проект древней истории, его строительство началось в период Весны и Осени (770 - 476 гг. до н.э.) и завершилось при династии Юань (1206 - 1368 гг.).

Но вернемся к трем линиям. До сих пор история не знала столь масштабного вмешательства человека в природу. Многие из наших читателей наверняка помнят, как в Советском Союзе в свое время всерьез обсуждали проект по "повороту сибирских рек". Однако проект этот так и не был осуществлен - кто-то считает, что из-за распада Советского Союза, но многие уверены, что по экологическим причинам. О том проекте знают практически все китайские специалисты, так или иначе связанные с национальным проектом века, но говорить на эту тему не любят. Ведь на вопросы, оставшиеся у советских ученых без ответа, теперь придется отвечать китайцам.

Начальник экономического института при Академии общественных наук Китая Ли Пин считает, что после завершения строительства гидротехнических сооружений будет решена не только проблема водоснабжения северных городов, но восстановлена и улучшена экологическая среда этих районов. Ли Пин полагает, что "благодаря переброске воды с юга на север должно уменьшиться число стихийных бедствий, таких как загрязнение окружающей среды и оседание почвы, а также уменьшиться разрушение природных ресурсов".

Но с этим мнением согласны далеко не все специалисты. Ма Цзюнь, например, считает, что последствия этого грандиозного проекта для окружающей среды в лучшем случае невозможно предсказать. Например, восточная линия заберет слишком много воды из Янцзы, но при этом невозможно гарантировать, что вся забранная вода дойдет до получателей. Ведь канал будет проходить по самым экологически грязным районам. С учетом того, что канал будет открытым, проходящая по нему вода будет прибывать в Пекин и другие города загрязненной. Подсчитано, что одна тонна грязной воды может сделать 10 тонн непригодными для употребления без дополнительной очистки. А это потребует новых финансовых вложений.

Центральная линия берет начало из водохранилища Даньцзякоу, которое также использует воду из Янцзы. Два канала в соответствии с проектом заберут почти треть всего водного стока великой реки, колыбели китайской цивилизации. Как поведет себя одна из крупнейших в мире рек, никто не берется предсказать наверняка, но ученые едины в одном: такой забор воды опасен для ее существования. А ведь от Янцзы зависят жизни нескольких миллионов человек.

Другой важный аспект центрального водного маршрута - социальный. Для создания канала необходимо переселить как минимум 300 тысяч человек. У нас бытует поговорка о том, что два переезда равны одному пожару и практически каждый на собственном опыте знает, как трудно переехать в другую квартиру - не то что в другой город или область. А здесь речь идет о десятках тысяч семей, которым практически придется начинать жизнь заново - там, где их никто не ждет и трудоустройства не гарантирует. Строительство центрального канала постоянно откладывается.

Западный канал по проекту будет проходить в горной (часто выше 4.000 м над уровнем моря) местности с высокой сейсмической активностью. С инженерной точки зрения его осуществление - дело исключительно трудное, что означает огромные финансовые вложения. А ведь Китай сегодня реализует другие грандиозные проекты: строительство железной дороги в Тибете (которая будет самой высокогорной в мире), газопровода с запада на восток, на завершающей стадии энергетический комплекс "Три ущелья". К тому же не стоит забывать об Олимпиаде-2008 в Пекине и Всемирной выставке-2010 в Шанхае. Все это тоже требует финансирования. И даже Китаю с его более чем 9-процентным ежегодным приростом ВВП тянуть все эти программы одновременно очень нелегко.

Что же касается проекта переброски рек, то экологи относятся к нему как к неизбежному злу: последствия для окружающей среды неясны, но, скорее всего, негативны, а с другой стороны - без воды север зачахнет.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter