Дело принципа

Кампания по приватизации "Белтрансгаза", похоже, приближается к кульминации.
Кампания по приватизации "Белтрансгаза", похоже, приближается к кульминации. Белорусское правительство разработало условия продажи России части акций этого газотранспортного предприятия. Затем их должен был рассмотреть Президент. Ряд оппозиционных изданий поспешил сообщить, что он готовит по проблемам продажи "Белтрансгаза" закрытое совещание. Вчера оно состоялось. Правда, на его открытие были приглашены десятки журналистов.

Напомним, что соглашение о создании на базе "Белтрансгаза" совместного с российской стороной предприятия было достигнуто главами наших государств еще в прошлом году. А детали должны были определить специалисты. Однако предварительные переговоры показывают, что в данном случае белорусские подходы серьезно отличаются от российских. Наша сторона настаивает на том, чтобы реализовать устойчиво работающие предприятия по реальной рыночной стоимости, при этом контрольный пакет акций должен остаться, хотя бы на первых порах, у государства. Вчера Александр Лукашенко в очередной раз изложил этот основополагающий тезис: "Мы никогда нашу собственность за бесценок никому не отдадим... Нас народ не поймет".

Однако руководители одного из наиболее вероятных партнеров по будущему СП - РАО "Газпром" - считают подходы Минска чересчур жесткими. Как бы отвечая на это, Александр Лукашенко заявил: "Приватизировать "Белтрансгаз" будем на цивилизованных условиях по реальной цене. И за это на нас не надо обижаться". Он также подчеркнул, что предприятие не будет отдано за долги за газ, накопившиеся перед Россией.

Напомним, что сейчас "Белтрансгаз" имеет 6900 километров магистральных газопроводов, 218 газораспределительных и 7 компрессорных станций, 2 подземных хранилища природного газа. По балансовой стоимости все это хозяйство оценивается в 600 миллионов долларов. Предприятие устойчиво работает, принося солидную прибыль. Исходя из этого, белорусские специалисты, основываясь на новейших отечественных и зарубежных методиках, назвали значительно более высокую цену. Нужно учесть и то, что в принципиальном соглашении о приватизации "Белтрансгаза", подписанном главами государств, не говорится о том, кому должен принадлежать контрольный пакет акций.

Президент, однако, вчера еще раз дал понять, что открыт для честного диалога. Правительство подготовило четыре варианта возможной приватизации "Белтрансгаза", но Александр Лукашенко заявил, что не исключены и другие. В том числе с передачей контрольного пакета акций - если будет предложена соответствующая сумма. Так что Беларусь готова к серьезным переговорам на равноправной основе, она выполнила все условия, оговоренные соглашением о создании газотранспортного СП. И не надо нагнетать нездоровый ажиотаж вокруг вполне естественного на первых порах расхождения во мнениях продавца и покупателя. Тем более что проблема, видимо, не столько в желании Беларуси удержать "Белтрансгаз" за собой, сколько в стремлении российского газового монополиста отхватить лакомый кусок по дешевке. В этой связи иначе, как завуалированным шантажом, не назовешь гуляющие по страницам газет слухи о том, что "Газпром" собирается проложить "трубу" в обход Беларуси, что в случае, если совместное газотранспортное предприятие не будет создано, газ нам будет поставляться по ценам, предусмотренным для зарубежных потребителей.

Александр Лукашенко вчера еще раз дал понять, что не поддастся на подобные уловки. "У нас не горит, - заявил он по поводу сроков приватизации "Белтрансгаза". - И у России никогда не было проблем с прокачкой газа через Беларусь. Какой в таком случае смысл в акционировании? Ответа нет. Поэтому торопиться не будем. Цена вопроса весьма велика как в экономическом, политическом, так и социальном смысле слова".

Как прокомментировал итоги совещания первый заместитель Премьер-министра Сергей Сидорский, правительство выработало позиции для переговоров с российской стороной по созданию совместного газотранспортного предприятия. Это фактически те же условия, на которых приватизируются другие ведущие объекты. Так, контрольный пакет акций должен остаться в руках белорусского государства. Второе - правительство оценило "Белтрансгаз" приблизительно в 5 миллиардов долларов. Хотя цифра эта не окончательная и может быть предметом переговоров. Наконец, тот участок трубопровода Ямал - Европа, который пройдет через Беларусь, также должен находиться в ведении создаваемого СП.

Теперь, надо полагать, слово за российской стороной.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter