Дело пошло веселее!

Кто из нас не испытывал на себе бюрократические произвол и волокиту? Сегодня со столь унизительными явлениями ведется решительная борьба. Очередной предпосылкой к тому, что бюрократизм вскоре окончательно канет в Лету, стал президентский Указ «Об утверждении перечня административных процедур, выполняемых государственными органами и иными государственными организациями по обращениям граждан за выдачей справок или других документов».
Кто из нас не испытывал на себе бюрократические произвол и волокиту? Сегодня со столь унизительными явлениями ведется решительная борьба. Очередной предпосылкой к тому, что бюрократизм вскоре окончательно канет в Лету, стал президентский Указ «Об утверждении перечня административных процедур, выполняемых государственными органами и иными государственными организациями по обращениям граждан за выдачей справок или других документов». Суть его предельно проста: все вопросы, связанные с нуждами гражданина, должны решаться четко и в срок. Чиновник обязан повернуться лицом к человеку и помогать ему в решении возникающих проблем. Как выполняется указ Президента, корреспонденты «СБ» решили узнать на примере Советского района Минска.

Вслед за первыми посетителями заходим в отдел по гражданству и миграции УВД администрации Советского района. Длинных очередей, которые в былые времена выстраивались уже с утра пораньше, не наблюдается. Максимум один–два человека.

— Меняю паспорт, — называет причину визита минчанка Людмила Андреевна. — Закончились листы, предназначенные для виз, часто путешествую. И, честно скажу, приятно удивлена: обещают выдать новый паспорт за небольшую доплату уже через 7 дней. Меня это вполне устраивает.

Один положительный пример — еще не тенденция. На приеме у паспортиста Натальи Ахремени убеждаемся, что обещания не голословны. У Лилии Цирульник, научного сотрудника Академии наук, на носу заграничная командировка, а тут такая неприятность — паспорт намок под дождем. «Документ получила через неделю после обращения», — держит в руках Лилия синюю книжицу с гербом.

— Мы принципиально сменили подходы к организации работы, — объясняет отсутствие ажиотажа заместитель начальника отдела Юрий Колесник. — Сегодня прием ведется не полдня, как раньше, а целый день — с 10.00 до 19.00. В субботу — с 8.00 до 17.00.

Лариса Белановская позаботилась об оформлении документов для временных выездов за границу заблаговременно. А оказалось, что ждать (по новым правилам) всего две недели. Да и разрешительная запись теперь ставится по гибкому принципу: от года до пяти. «Часто отдыхать в далеких краях не получается, — признается Лариса. — Поэтому такой порядок очень удобен».

— Столпотворения, как вы видели, нет, но объем нашей работы заметно увеличился, — комментирует ситуацию начальник отделения по паспортной работе и выезду за границу управления по гражданству и миграции ГУВД Мингорисполкома Инна Студеничник. — При этом существенно сократились сроки оформления документов. Можно еще быстрее — с незначительной доплатой. А в экстренных случаях — смерти или болезни родственников, находящихся за рубежом, — та же разрешительная запись ставится в течение 3 дней, причем без дополнительных расходов.

В ЗАГСе Советского района, несмотря на ранний час, прием граждан также ведется активно.

— У меня серьезная проблема, нужно восстановить довоенное свидетельство о рождении, — делится Светлана Васильевна Забродская. — Даже не представляю, сколько времени понадобится...

Через 10 минут Светлана Васильевна выходит из кабинета начальника ЗАГСа ошеломленная:

— Не могу поверить! Все уточнили при мне. Сейчас оплачу госпошлину по квитанции и сразу же получу свою метрику.

Как оказалось, никакого чуда не произошло.

— С выходом Указа N 152 граждане точно знают, какие документы и информацию должны нам предоставить. Остальное — наша проблема, — отметила начальник ЗАГСа Елена Зеленкевич. — Раньше нередкими были случаи путаницы, когда за справками, которые выдаем мы, обращались в суды и наоборот. Еще одна распространенная ситуация: человек приносил не все необходимые документы просто потому, что не знал точный перечень.

Так, зафиксируем — все же надо подумать, как наладить должное информирование людей...

Кстати, ситуации, когда проблема разрешается в гораздо более короткие сроки, — тоже не редкость. В отделах ЗАГСа стараются работать четко и оперативно, ведь неоднократно обращаться сюда приходится каждому из нас. И в первую очередь мы думаем о своей проблеме, потом уже о формальностях.

— Наверное, вы меня отправите домой, я забыл свидетельство о браке, а мне нужно зарегистрировать сына, — вошел, оправдываясь, счастливый отец Сергей Гаманько.

— Нет, мы сейчас по телефону подтвердим информацию о регистрации вашего брака, — вежливо успокоила его начальник и действительно в течение пяти минут узнала все необходимое...

В коридорах администрации Советского района многолюдно. Но возле двери с надписью «Служба «Одно окно» пусто.

— Большинство вопросов, даже самых серьезных, можно решить практически за пять — десять минут, поэтому и очередей нет, — рассказывает заведующая службой Елена Крушева. — Если раньше, для того чтобы получить справку о жилищных условиях и составе семьи, человеку приходилось убить полдня, то теперь достаточно прийти к нам и назвать свою фамилию и адрес. Заносим данные в компьютер — и справка готова.

Служба «Одно окно» здесь работает недавно, с третьего января. За это время уже отработаны и успешно применяются механизмы ведения 19 разделов, касающихся решения жилищных проблем, деятельности индивидуальных предпринимателей, вопросов, связанных с опекой и попечительством. К началу лета этот перечень будет расширен до 30 пунктов.

— Возможно, в скором времени по принципу «одного окна» пустим и сверку очереди на строительство квартир, — рассказывает Елена Ромуальдовна. — Надеемся, соответствующий механизм этой работы вскоре будет выработан.

— Скорее бы, — вздыхает Александр Семенович, который уже полчаса дожидался приема у специалиста, проводящего сверку очереди на строительство жилья. — Жаль, что в этом кабинете замечательный принцип «однооконности» не действует.

Сожаления Александра вполне обоснованны. Что греха таить, не все еще гладко. Многолетние традиции канцелярского подхода к делу за один день не искоренить. Но в том–то и смысл президентского указа: покончить с образом чиновника–бюрократа, укоренившимся в нашем сознании.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter