Покупка франшиз в регионах становится все более популярным способом открыть свой бизнес

Дело по готовому рецепту

Наши предприятия и компании предлагают готовые рабочие бизнес-модели в франшизу. Таким образом и сами расширяются, и помогают новичкам начать бизнес не с нуля. Рынок этот развивается: если в 2013 году зарегистрировано 10 договоров франчайзинга, то в прошлом — уже 87. Лидирует Минская область, в других предприниматели также проявляют интерес к такому способу развития бизнеса. «Р» выяснила, кто те предприниматели из регионов, которые покупают франшизы, и какую помощь они могут получить в финансировании.

Юлианна РОМАНЕНКО открыла центр детского развития в Барановичах.
Фото из архива героев материала

На невысоком старте

Первый договор франчайзинга зарегистрирован в стране в 2006 году. Спустя пять лет на рынке было три компании-франчайзера. Сегодня — почти 90. 

Как правило, покупка франшизы основывается на договоре — отдельная глава Гражданского кодекса регулирует договоры франчайзинга, существует инструкция о порядке их регистрации. Но половина из тех, кто работает по франшизе, их не регистрируют. А зря: в случае разногласий стороны не смогут защитить в суде свои права.

Предприниматели могут выбирать для себя как иностранную, так и белорусскую франшизу. Работать с местной франшизой будет проще. Бренд уже представлен на нашем рынке, а компания-владелец находится в непосредственной близости. Компания, предоставляющая франшизу, может оказать постоянную помощь и четко сформулировать, какие инвестиции необходимы, показать пошаговый алгоритм запуска бизнеса, взаимодействия с клиентами.

— Чем меньше опыта у предпринимателя, тем ближе должен находиться его франчайзер. В этом случае не потребуется адаптировать бизнес-модель, а стоимость франшизы в сравнении с иностранными аналогами, как правило, меньше. По статистике, в небольших городах востребованы именно белорусские франшизы. Например, «Коммунарка», «Красный пищевик», «Минск-Кристалл». В Минске и в областных центрах больше запросов поступает на иностранные, — рассказывает председатель Ассоциации «Белфранчайзинг» Ольга Леонтьева.

И себе, и другим

По каталогу на сайте ассоциации предприниматель Юлианна Романенко из Барановичей нашла для себя подходящую франшизу — центр детского развития. С выбором определилась не случайно.


— В мае прошлого года с мужем начали искать альтернативу детскому саду для сына: развивающие занятия или частный садик с небольшим количеством человек. Последнего в Барановичах не оказалось, на часовые занятия с двумя детьми ездить слишком сложно. Да и качество подводило. Оказалось, что с такой проблемой сталкивается много мам в нашем городе, а достойного решения нет. Тогда и пришла идея открыть свой детский клуб с маленькими группами, хорошими игрушками и воспитателями с современными взглядами, — вспоминает Юлианна.

У молодой мамы сразу появился ворох вопросов: как подобный бизнес работает в других городах Беларуси и России, как применить их опыт у себя в городе, что нужно для открытия, с которым совсем не хотелось затягивать? А франшиза эти вопросы решала по умолчанию.

Средства на ее покупку были, но капитальный ремонт, оснащение клуба (пособия и оборудование), рекламная кампания потребовали денег, которые предприниматель взяла в долг. Открытие центра состоялось 19 августа. Штат набрался небольшой. Большинство — педагоги, приходящие по договору подряда. Но основной педагог по раннему развитию работает только здесь.

— В первые месяцы после открытия поток клиентов был большой. Бизнес ведь довольно сезонный. В холодные месяцы детки больше дома сидят. Но пока не было ни одного месяца в минус, так что с серьезными трудностями я не сталкивалась, — говорит предприниматель.

Самостоятельность под присмотром

Предприниматель Александр Зыков франшизу купил напрямую у владельцев — организаторов игры «Мозгобойня». Когда впервые сам сыграл в нее в Минске, решил развлечение привезти в родной Мозырь. В июне 2016 года начал переговоры о покупке франшизы. На личной встрече ее владельцы интересовались Александром и как личностью, и как будущим предпринимателем, присматривались, можно ли доверить дело. 

— Договор заключил в августе, а первую игру в Мозыре провел уже в сентябре. Стартовое вложение потребовалось небольшое — паушальный взнос. К тому же нашел кафе, чтобы арендовать его на партнерских соглашениях. Но так как там не было обязательного оборудования для игры — проектора и экрана, пришлось самостоятельно его приобрести,
— вспоминает он.

На окупаемость у предпринимателя получилось выйти примерно через год. Тем более по договору подряда работали фотограф и техник, которым необходимо было платить зарплату. Кстати, в Мозыре своя специфика спроса. Как признается Александр, игра продолжает быть востребованной, но чувствуется некая зажатость населения.

О покупке франшизы предприниматель не жалеет. «Правда, сегодня материнская компания очень сильно развилась. Сейчас организаторы предлагают более автоматизированный процесс, внедряют инновации. Такого, когда я начинал, не было», — делится Александр.

Покупка франшизы не означает, что деятельность по ведению бизнеса  полностью исключит всевозможные риски. В конце концов, только глупые родители делают за своих детей домашние задания, лишая их мотивации к росту и какой-никакой, но самостоятельности. Да, помочь, направить, на пальцах объяснить — то, чем обязаны заниматься франчайзеры. Уметь распоряжаться доходами, контролировать расходы, развиваться, нести ответственность за промахи, коих в бизнесе скрывается немало, — функции, закрепленные за предпринимателем. Открыть свое дело сейчас проще простого. Способов на то хватает и классических, и новомодных. Только готовности и осознанности к такому шагу пока никто не отменял.

КОМПЕТЕНТНО

Павел ГОРБАЧ, заместитель генерального директора Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимателей:

— У фонда имеется опыт работы с предпринимателями, которые получали финансовую поддержку для покупки франшизы. Как правило, они хотят приобрести франшизу в сфере общественного питания (бары, кафе и прочее). У таких сделок есть свои особенности. На наш взгляд, это менее рисковые бизнес-проекты, чем обычный стартап. А для финансистов всегда является важным наличие компенсаторов риска. В данном случае мы анализируем не просто новый бизнес, а готовую, успешно функционирующую бизнес-модель, которая доказала свою состоятельность.

Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей — уникальная государственная организация, которая поддерживает малый частный бизнес в нашей стране. За свою длительную историю существования фонд поддержал более 2000 проектов. Суммы исчисляются десятками миллионов рублей.

Сегодня мы предоставляем займы и лизинг в белорусских рублях субъектам малого предпринимательства на открытие нового или развитие уже существующего бизнеса. Процентные ставки по этим продуктам равны ставке рефинансирования Национального банка. Сумма денежных средств, выделяемых фондом, может достигать 204 тысяч белорусских рублей.

malyshchyts@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter