В Минске шутники дважды за неделю «минировали» метрополитен

Дело нешуточное

В Минске шутники дважды за неделю «минировали» метрополитен. Первый случай произошел 10 декабря. Когда на станции «Тракторный завод» компанию молодых людей остановили для осмотра ручной клади, один из подростков заявил, будто в рюкзаке его 17–летнего друга — бомба. Милиционеры тут же накрыли рюкзак локализатором взрыва и оградили место возможного происшествия. Взрывчатки не оказалось, зато в отношении «шутника» ожидаемо возбудили уголовное дело. Подавляющее взрыв устройство пришлось использовать и сотрудникам милиции на станции «Пролетарской», поскольку о бомбе в своем рюкзаке решил поведать студент–третьекурсник. Проводится проверка.

Столь серьезные меры оправданны, ведь кто знает, поступивший сигнал — дурацкая шутка или реальная угроза. Полагаю, не нужно объяснять, в чем состоит общественная опасность такого явления, как терроризм. Именно поэтому на каждое такое сообщение выезжают сотрудники милиции, МЧС, других спецслужб, чья помощь в данный момент, возможно, действительно кому–то нужна.


Фото Виталия ПИВОВАРЧИКА

Исходя из судебной практики причины заведомо ложных сообщений о теракте различны: от душевных расстройств до желания развлечься. Между тем за такие «развлечения» предусмотрена уголовная ответственность и реальный срок — до семи лет лишения свободы. Наивно полагать, что заявителя не найдут, как правило, это дело пары часов. Ведь не просто же так в стране были созданы спецподразделения, у которых имеется в том числе новейшая техника для выявления и раскрытия подобных преступлений. Тем более что подозреваемый всегда оставляет неопровержимые доказательства своей вины. Один из недавних примеров тому подтверждение. Л. родился в Гродно, сейчас живет в России. Проверка показала, что он не раз сообщал по телефону о якобы заложенных взрывных устройствах на объектах инфраструктуры Беларуси. Эта информация была направлена российским правоохранительным органам. Те Л. и задержали, возбудив уголовное дело по статье «Заведомо ложное сообщение об акте терроризма».

Кстати, психологи, говоря о причинах поступков лжетеррористов, часто не могут прийти к единому выводу. Среди версий специалистов — желание мести, неудача в личной жизни, конфликт с обществом и психические отклонения (лжеминерами и вправду зачастую оказываются люди, состоящие на учете в психиатрических клиниках с различными диагнозами).

Многие «бомбисты» просто пьяны. А это уже признак, отягощающий вину. Один такой товарищ М. звонил на номер 102, находясь в Барановичах. Он сообщил, что в минском кинотеатре «Победа» заложена взрывчатка. Тут же по тревоге были подняты соответствующие службы, из здания немедленно эвакуировали 83 человека. Взрывное устройство не нашли, информация не подтвердилась. Зато подозреваемого разыскали и задержали довольно быстро. Для М. звонок на 102 тоже закончился уголовным делом.


Есть среди лжеминеров и «рецидивисты», которые в еще большей степени усложняют работу правоохранительных органов. Объяснить такое поведение архисложно. В Лидский РОВД местный житель К. поведал о якобы готовящемся взрыве в одном из общежитий. Он тоже был пьян. Что любопытно, К. уже имеет судимость за заведомо ложное сообщение об опасности. В этом случае взрывное устройство также обнаружено не было, а «информатор» снова стал фигурантом уголовного дела.

В последнее время возросло число граждан, которых привлекают к уголовной ответственности за вроде безобидные высказывания в ответ на просьбу сотрудников служб досмотра в аэропортах, метрополитене, пунктах пропуска через государственную границу показать содержимое ручной клади. Странно, что взрослым людям кажется, будто фразы «у меня там тротил», 

«бомба» или «самодельное взрывное устройство» и прочие сродни шутке. Все помнят июльскую историю в национальном аэропорту, когда россиянка Д. во время таможенного контроля заявила, что везет тротил. Интересно, было ли смешно в этот момент другим пассажирам... Любой нормальный человек понимает, что столь доскональная проверка — это наша безопасность. Полагаю, в аэропортах других стран Д. держит язык на привязи и обувь снимет, если понадобится. Так что вполне объяснимо, что в отношении ее возбудили дело.

Не осознавая всей серьезности ситуации, ложными звонками балуются и дети. Между тем ответственность за такие шалости наступает с 14 лет. Если же ребенок младше, то отвечать придется родителям. Им предстоит возместить госорганам ущерб из–за ложного сообщения, а чадо поставят на учет в милиции. Полагаю, не нужно объяснять, чем это чревато в дальнейшем.

Егор НОСОВ.

Советская Белоруссия № 242 (25124). Пятница, 16 декабря 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter