На контроле Президента: народные ремесла

Дело мастером гордится

В ноябре 2020 года в Списке нематериальных культурных ценностей ­ЮНЕСКО от Беларуси может появиться новый, четвертый пункт: элемент «Культура бортничества Беларуси и Польши». Создать условия для возрождения народных промыслов в нашей стране было поручением Главы государства. Можно ли сделать ремесло прибыльным и справились ли с задачей по производству своих музыкальных инструментов? Об этом — очередной выпуск специального проекта Агентства теленовостей, вышедший в эфире канала «Беларусь 1».



Жители полесского города Иваново обижаются, когда их сравнивают со знаменитым российским городом невест. Если уж здесь и выстраивается очередь, то только за настоящими умельцами своего дела. Например, бондарями. Директор Ивановской детской школы искусств народного декоративно-прикладного творчества Наталья Гацевич рассказывает:

— Наша школа открылась 1 сентября 2000 года с целью возрождения очень старого и полузабытого ныне мастерства. У нас есть деревня Рыловичи, где еще сто лет назад практически в каждом дворе делали бондарную посуду.

Сейчас в школе занимается 97 учеников, из них 89 парней. Как сделать бочку, дежу для теста, ушат для меда и масла, показывает молодой бондарь лауреат специального фонда Президента по поддержке талантливой молодежи Юрий Новик. Говорит, что учился в кобринском колледже:

— Там я работал мастером, по профессии — резчик. А бондарной посуде меня здесь учили. Это дело ни в коем случае нельзя забывать. Мы всегда возвращаемся к нашим истокам.


Труды по сохранению бондарства не остались незамеченными: в 2009-м коллектив школы был награжден премией «За духовное возрождение». Это одна из самых высоких и почетных наград, которую может получить народный мастер за свое творчество. Учреждена в 1997 году, вручает ее лично Президент. Еще одна форма награды, на которую может претендовать мастер, занимающийся народным ремеслом, — почетное звание Республики Беларусь «Народный мастер».

Но если подрастающие бондари из Иваново только учатся, то мастер по изготовлению народных инструментов из Пинска Руслан Макаревич уже умеет. Рассказывает, что у каждого народа есть свой музыкальный инструмент:

— Но все они напоминают домру. А вот такого инструмента, как у нас, нигде в мире нет. Его обычно знают как народный русский инструмент.

Руслан Макаревич.
фото varjag.net

Пригласить гостей в собственную мастерскую Руслан Макаревич еще пару лет назад не смог бы: много лет искусные балалайки ручной работы, которые стоят тысячи рублей, мастер делал дома. Поддержал народного умельца Александр Лукашенко. Мастер не скрывает благодарности:

— Благодаря Президенту нам выделили эту площадь, это помещение. Огромное спасибо!

В 2018 году на презентации белорусского спортинвентаря и музыкальных инструментов в «БелЭкспо» Александр Лукашенко услышал, как звучит домра полесского мастера. И поручил продолжить дело и готовить учеников:

— За тобой — школа. Пока ты один, но у тебя должно быть больше помощников. Для восстановления… Для меня важнее не количество, а сами ученики. Чтобы были такие, как ты, «больные» по-хорошему люди, настроенные на это. Найди таких ребят, это важнее.

ФОТО ИЗ АРХИВА РУСЛАНА МАКАРЕВИЧА

Сейчас Руслан Макаревич работает вместе с напарником Николаем. Недавно появился и третий помощник. В мастерской сейчас работают над большим госзаказом на балалайки и домры.

Еще один мастер по изготовлению музыкальных инструментов Александр Сурба работает в Минске. Он декан факультета традиционной белорусской культуры и современного искусства БГУКИ. Показывает аудиторию по деревообработке:

— Здесь преподаются студентам основы изготовления музыкальных инструментов — скрипок. Задача поставлена ­Президентом, нюансы сформулированы Министерством культуры.

Александр Сурба много лет занимается производством музыкальных инструментов. Его главный интерес — дуды. Но два года назад по личному поручению Президента буквально за несколько месяцев мастер сделал свою первую скрипку. Для этого сперва Александр изучил тему в теории. Кстати, свои мастера и скрипичные мануфактуры у нас были и раньше, одна из самых известных существовала еще в XVII веке. Сегодня же, говорит он, в Беларуси есть общая нехватка музыкальных инструментов:

— И стратегия государства заключается в том, чтобы инструменты, хотя бы в большей массе, производились в стране. Чтобы наши дети, студенты имели возможность играть на отечественных инструментах, которые отвечали бы мировым стандартам.

Скрипка работы Александра Сурбы.

Исторически на территории Беларуси жили талантливые мастера разных направлений. До XVI века наиболее развитыми ремеслами были плотничество, ткачество, бондарство и соломоплетение. Гродно славился кожевенным производством, а Минск — обработкой металлических изделий. Однако в процессе индустриализации ручное ремесло, как и во всем мире, начала вытеснять промышленность. Тем не менее министр культуры Юрий Бондарь вспоминает:

— В эпоху всеобщего реформирования, в 1990-е годы, наше государство очень аккуратно подходило к этим вопросам. Мы сохранили центры ремесел, занятую в них молодежь. На базе центров ремесел действует 1500 кружков. Сейчас отмечаем рост интереса во всем мире к аутентичному, народному искусству.


В ноябре 2017 года во время рабочего визита в Гомельскую область ­Александр Лукашенко посетил Буда-Кошелево. В районном Доме культуры Президенту показали традиционный ткацкий станок. В разговоре с мастером Президент подчеркнул, что раньше в каждом доме на селе и даже в городах могли что-то сделать своими руками и школу народных ремесел нужно развивать:

— Хорошо, что создаем условия, чтобы они возродились. Талантливых, способных людей много. Но талант нужно развить. Народное творчество нельзя потерять. Особенно тех, кто умеет что-то делать своими руками.

В 1992 году был основан Белорусский союз мастеров народного творчества. Сегодня он включает более 700 человек. С самого начала это творческое объединение возглавляет доктор искусствоведения Евгений Сахута. Он вспоминает:

— Першае, што мы зрабiлi, — вярнулi ў творчасць старых майстроў, якiя кiдалi сваё рамяство, былi непатрэбныя. Яны са здзiўленнем падумалi: «Глядзiце вы, тыя нашы работы, якiя лiчылi адсталасцю ўчарашняй вясковай, сёння чамусьцi запатрабаванымi аказалiся!» А каго вучыць? Вядома ж моладзь!

В деревне Станьково Дзержинского района работает в Центре культуры и народного творчества известный на всю страну мастер по деревянной механике Андрей Мартынюк. Обладатель медали Франциска Скорины, он делает часы и другие сложные механизмы полностью из дерева:

— Интерес личный отходит уже на второй план. Хочется это сделать для кого-то, чтобы это увидели, услышали.


Продвижением и продажей работ своих мастеров занимается директор центра культуры Лидия Драчинская. Она убеждена:

— Зачем это делать, если это никому не нужно?! А если оно продается, то это стимул, означает, что люди заинтересовались. Значит, новые работы мастера будут еще лучше. На работы Андрея Мартынюка поступает очень много заказов!
За последние пять лет Список нематериальных историко-культурных ценностей Беларуси увеличился почти вдвое. Сейчас в нем 143 элемента. Только в 2020-м в него включены 15 новых элементов.
Директор же Ивановской детской школы искусств народного декоративно-прикладного творчества Наталья Гацевич говорит, что ее мастера-бондари активно выполняют заказы населения:

— Бочки, кадки для засолки пользуются большим спросом. Люди помнят тот вкус детства и хотят его своим детям передать.

Отличить настоящего мастера своего дела можно, пожалуй, по одному простому качеству — преданности своему делу. Ручной труд высоко ценится до сих пор, а тех, кто создает неповторимые предметы, неспроста называют мастерами. И белорусам есть чем и кем гордиться.

Фото БЕЛТА, Александра КУЛЕВСКОГО, Ивана ЯРИВАНОВИЧА, Дениса МАЛЫШИЦА.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter