Дело государственной важности

13 января 1997 года на свою первую сессию собрался Совет Республики Национального собрания
13 января 1997 года на свою первую сессию собрался Совет Республики Национального собрания

Десятилетие — для истории это миг. Но сколько вместил в себе этот временной промежуток. Казалось, еще совсем недавно велись острые общественные дискуссии о государственном устройстве молодой Беларуси. После распада СССР нам пришлось наново отстраивать всю управленческую «вертикаль». Каков итог? Мы сумели создать эффективную модель власти, каждая из ветвей которой органично дополняет друг друга. В своей работе они не выходят на острые противоречия, а трудятся на общий результат — постоянное повышение жизненного уровня и благосостояния народа. У каждого государственного института есть свое поле деятельности. И о работе сената — наша беседа с председателем Совета Республики Национального собрания Геннадием Новицким.

— Геннадий Васильевич, возможно, это мое субъективное мнение, но складывается впечатление, что по сравнению с Палатой представителей деятельность Совета Республики остается как бы в тени. Чем бы вы объяснили это, ведь суть парламентской работы для обеих палат одинакова?

— Парламент — законодательный орган. Наша общая основная задача — формировать понятную и эффективную правовую базу для всех сфер жизни и деятельности государства и общества. Но, естественно, специфика работы у каждой из палат своя. В противном случае сама идея такого разделения не нашла бы реализации. Однако она получает все большее распространение в мире.

Основная задача Палаты представителей — непосредственная разработка законов. Именно поэтому ее деятельность больше на виду. Обсуждение каждого законопроекта сопровождается активной дискуссией. Общественности это всегда интересно. А Совет Республики выступает в роли коллективного эксперта проектов. Мы не имеем права вносить даже малейшие изменения в поступающие к нам документы. Мы можем только оценивать их с точки зрения соответствия Конституции и принятым ранее законам. Решений может быть только два: либо одобрить и передать на подпись Президенту, либо отклонить. Экспертиза — вдумчивая, тихая работа. Она не терпит излишней публичности, но, согласитесь, чрезвычайно важна для обеспечения качества законодательства.

— Своего рода ОТК законотворческого процесса...

— Можно сказать и так. Две палаты Парламента действуют, как два цеха одного завода. Нашу деятельность нельзя рассматривать в отрыве друг от друга. И потом, есть еще один немаловажный момент. В странах с однопалатным парламентом нередко наблюдаются весьма острые противоречия в дискуссиях законодателей с правительством или при представлении того или иного проекта на подпись президенту. В нашем случае Совет Республики уравновешивает такой диалог. Дополнительный уровень оценки нормативных правовых актов позволяет к моменту окончательного их утверждения обеспечить высокую степень готовности законопроектов. Это позитивно сказывается на взаимодействии ветвей власти.

— Качественная оценка законопроектов — это большая ответственность. Следовательно, и требования к профессиональному потенциалу экспертов — членов Совета Республики должны быть чрезвычайно высоки. Как бы вы в этом контексте оценили состав сената?

— Сама система формирования Совета Республики выстроена так, что случайные люди сюда не могут попасть в принципе. Сенаторов выбирают депутаты Советов базового уровня — районов, городов и областей: от каждой области и города Минска по восемь человек. Лучшие люди, избранные народом для представления своих интересов на местном уровне, делегируют представителей для работы в Совете Республики. Плюс восемь сенаторов назначает Президент. К слову, этот лимит реализуется далеко не всегда. Например, в нынешнем составе Совета только пять назначенных сенаторов.

Таким образом, мы имеем еще одну сбалансированную конструкцию. Если депутат Палаты представителей представляет относительно небольшое территориальное образование — округ, то сенатор — это как бы региональный депутат: он может оценивать те или иные инициативы коллег с более широких позиций.

Силен и профессиональный состав Совета Республики. Здесь есть работники промышленности, строительства, транспорта, аграрного сектора, социально–культурной сферы, государственные служащие, представители других отраслей народного хозяйства. Все это известные и заслуженные люди. Многие из них имеют ученые степени и звания, высокие государственные награды. И я могу ручаться, что сенатор — это профессионал, который усиленно работает на благо государства и общества.

— Если сенатор — это представитель региона, должна быть, видимо, налажена и обратная связь. Тем более что и Президент поставил перед Советом Республики задачу координировать деятельность местных Советов депутатов. Как она реализуется?

— Принцип взаимодействия с местными Советами закреплен Конституцией. Сегодня ставится задача вывести это направление на более высокий уровень. К этому обязывает понимание того, что Советы — это один из столпов белорусского гражданского общества. Наряду с профсоюзами, молодежными и ветеранскими организациями. И очень важно сегодня обеспечить единство принципов деятельности этого значимого государственного института.

На днях подписан Указ Президента N 21 «О повышении роли органов местного управления и самоуправления в решении вопросов жизнеобеспечения населения». В его подготовке активное участие принимала наша комиссия по региональной политике и местному самоуправлению, которую возглавляет опытный государственник Анатолий Александрович Малофеев. В соответствии с этим документом при нашей палате будет создан Совет по взаимодействию органов местного самоуправления.

Следует отметить, что наша палата оперативно реагирует на изменение потребностей в правовом регулировании. В частности, особое внимание сейчас уделяется Национальной программе демографической безопасности страны на 2007 — 2010 годы, а также проблемам материнства и детства, брака и семьи. Поэтому в Совете Республики создана Постоянная комиссия по демографической безопасности и социальному развитию. Активная жизненная позиция ее председателя Людмилы Андреевны Постоялко позволила активизировать законотворческую работу в данном направлении.

— Геннадий Васильевич, парламентарии нередко берут на себя, так сказать, неофициальные дипломатические функции. Думается, не без их участия сегодня меняется тональность белорусского диалога с Западом. В нем появляется все больше конструктивизма. Насколько, по–вашему, важна международная составляющая деятельности Совета Республики в частности и Национального собрания в целом?

— Мы исходим из убежденности в том, что парламентарии хотя и являются официальными представителями государства, но все же они не скованы нормами жесткого дипломатического протокола. Представляя прежде всего народ, они могут вести более откровенный диалог со своими зарубежными коллегами. В результате этого многие наши собеседники избавились от стереотипов, которые сложились под влиянием разных факторов...

Согласитесь, это немалый вклад в формирование положительного имиджа страны на мировой арене. Я бы хотел отдать должное энергичности и профессионализму членов Комиссии по международным делам и национальной безопасности Совета Республики и ее председателю Николаю Ивановичу Чергинцу. У него есть огромный опыт работы в Совете Республики всех трех созывов. Благодаря ему в плане международного парламентского сотрудничества сделано очень много.

Международной деятельностью Совет Республики занимается в тесном сотрудничестве с Правительством, Министерством иностранных дел и особенно с депутатами Палаты представителей. Парламентские делегации для работы за рубежом формируются, как правило, из представителей обеих палат. Здесь мы действуем сообща.

Одной из важнейших составляющих международной деятельности Парламента является содействие развитию внешнеэкономических связей Беларуси. Мы ведь не претендуем на лидерство в глобальной политике, наши интересы лежат прежде всего в экономической сфере. На это нацеливает парламентариев и Президент. Думаю, в свое время ощутимые дивиденды должна принести инициатива белорусской стороны о создании межпарламентской структуры стран Движения неприсоединения. На деловую волну настроены и более 60 наших парламентских групп по сотрудничеству с коллегами из других государств. Словом, имидж страны и экономика — основные цели нашей межпарламентской работы.

— И все же, подводя итоги десятилетней деятельности Совета Республики, что бы вы поставили во главу угла?

— Прежде всего то, что Совет Республики состоялся как полноценный, эффективный и, главное, востребованный орган государственной власти. Оценивая парламентскую работу в целом, стоит вспомнить этапы законотворческого процесса, через которые мы прошли за последние 10 лет. Все начиналось в переходный период, когда в законодательстве было немало пробелов. Многие сферы деятельности регулировали старые, еще советские законы. Надо было срочно нарабатывать собственную законодательную базу. Кое–что приходилось решать очень оперативно. Следующий этап — систематизация законодательства. Акты, регулирующие отношения в определенных сферах, законодатели стали сводить в кодексы. В настоящее время этот процесс находится в стадии завершения. Ряд кодексов принят и уже работает. Сегодня перед нами стоит новая задача — совершенствование законодательства. Нам необходимо выяснить, насколько эффективно работает каждая статья каждого закона. Как нормативные правовые акты реализуются на практике? Сейчас уже нет необходимости в принятии больших массивов законодательных актов, поэтому можно сосредоточиться на тщательном мониторинге действия законов, чтобы впоследствии устранить вероятные погрешности.

Для продолжения законотворческого процесса такой анализ чрезвычайно важен. Каждый вступающий в силу закон должен стимулировать развитие той сферы, которую он регулирует. То есть не догонять жизнь, а, наоборот, идти на шаг–два впереди, подтягивая за собой развитие государства и общества.

Именно на такой стиль деятельности ориентированы члены Совета Республики и депутаты Палаты представителей. В связи с десятилетием белорусского двухпалатного Парламента желаю своим коллегам успехов в самоотверженной работе на благо нашей страны и народа.

Фото Виталия ГИЛЯ, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter