Дело чести офицерской

НА ДЕВЯТОМ съезде Белорусского союза офицеров, который недавно прошел в Минске, обсуждали и проблему увековечивания памяти расстрелянных в Полоцке военнопленных во время Великой Отечественной войны

В далеком 1941 году на территории современного Полоцка фашисты создали несколько концентрационных лагерей. В самом большом — Дулаге-125 — содержали 15—20 тысяч военнопленных. Почти всех в дальнейшем расстреляли…

Военнопленные жили в трех казармах. Были тут и русские, и украинцы, и белорусы. Привозили сюда не только солдат, партизан и подпольщиков, но и мирных жителей. С первых дней оккупации немцы арестовывали и убивали ни в чем не повинных полоччан. По официальным данным, тут уничтожено порядка 40 тысяч человек, а по свидетельским показаниям — больше 150 тысяч.

Почему в урочище Пески решили построить мемориал? Об этом корреспонденту «БН» рассказал теперь уже бывший председатель Республиканского совета Белорусского союза офицеров генерал-лейтенант в отставке Евгений Микульчик:

— С просьбой о помощи к Белорусскому союзу офицеров обратилась депутат Палаты представителей Национального собрания Наталья Гуйвик. Она рассказала, что в Полоцке было уничтожено много военнопленных. Однако до сих пор здесь нет братской могилы, да и какого-либо памятного знака. Инициатива действительно заслуживает внимания.

Евгений Васильевич участвовал в Координационном совете ветеранских организаций стран СНГ в Москве. И в своем докладе указал, что есть в нашей стране это трагическое место. Таким образом Белорусский союз офицеров привлек внимание стран СНГ к этой проблеме.

— Увековечить память военнопленных — наше общее дело, поэтому приложим все силы, чтобы создать в городе этот мемориал, — подчеркнул Евгений Микульчик.

По словам депутата Палаты представителей Натальи Гуйвик, проект по мемориалу в честь  расстрелянных военнопленных разрабатывается с 2010 года. Три года назад на такую работу понадобилось бы около миллиарда рублей. Пока собирали деньги и проектно-сметную документацию, цена вопроса возросла.

— И сейчас нужно почти 5 миллиардов рублей. Понятно, что собственными силами не справиться. Поэтому стали обращаться в различные общественные организации, в том числе и в Белорусский союз офицеров, — поясняет Наталья Гуйвик.

Благодаря раскопкам удалось установить 104 фамилии военнопленных из десятков тысяч тех, кто погиб в урочище Пески. Их имена отмечены на Стене памяти, которая скоро появится на территории мемориального комплекса. Собрали около 600 миллионов рублей, уже готово металлическое ограждение, Стена памяти с памятным знаком и Плита конфессий.

Как будет выглядеть комплекс? Входной портал выполнят в форме креста, внутри которого — лавровый венок в виде колючей проволоки. Слева расположится капличка, а за ней — Стена памяти и Плита конфессий. В дальнейшем здесь будут проводить патриотические акции.

— К 70-летию освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков мы просто обязаны открыть этот мемориал, — считают Наталья Гуйвик и Евгений Микульчик. — Это наш долг.

Газета «Белорусская нива», в свою очередь, информационно поддерживает инициативу. Мы намерены возвращаться к этой теме до тех пор, пока мемориал в память о расстрелянных военнопленных в Полоцке не будет открыт.

ДЕЛЕГАТЫ съезда подвели итоги работы за отчетный период, определили основные направления деятельности на будущее, избрали руководящие органы. Новым председателем Республиканского совета Белорусского союза офицеров избран председатель Постоянной комиссии по национальной безопасности Палаты представителей генерал-майор Александр Межуев.

Татьяна БИЗЮК, «БН»

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter