Что понимать под тунеядством и можно ли искоренить это явление?

Дельные предложения

В стране сегодня почти полмиллиона граждан, которые официально нигде не работают. Среди них классических бездельников не более 3—5 процентов, остальные — теневики, то есть те, кто работает, но налогов не платит. Вместе с тем свыше 2,5 млн пенсионеров, более 20 тысяч детей-сирот, свыше 60 тысяч инвалидов нуждаются в ежедневной социальной поддержке. Существует и прямая зависимость между расходами на социальные нужды и продолжительностью жизни. Но что понимать под тунеядством и можно ли искоренить это явление?


Нужны не фиктивные, а реальные результаты


Проблема точного определения, кто такие тунеядцы, еще в прошлом году затормозила процесс претворения в жизнь задумки наказывать часть общества, которая избегает работать на общее благо. Ныне к этой теме вернулись, но на вопрос так и не ответили.

Сегодня в категорию тунеядцев нередко зачисляют не только асоциальных элементов общества (бомжей и т. д.), но и граждан, которые скрывают свои доходы от государства и не платят налоги. Такая помесь двух совершенно разных проблем непозволительна, так как причины возникновения двух этих явлений разные и соответственно решать их надо по-разному. Увеличение количества бездомных и безработных — результат проблем с развитием экономики и падением уровня благосостояния. Увеличение же теневой экономики, которая выражена в сокрытии доходов частью населения, обычно следует за усложнением процесса ведения хозяйственной деятельности. Решить обе проблемы предлагаемым на сегодняшний день способом — административными методами заставлять работать “тунеядцев” — не получится. 

Во-первых, потому что направление асоциальных элементов на работу не изменит их сущности и они не начнут в одночасье работать и, самое главное, — зарабатывать. Скорее всего, они будут просто просиживать время на рабочем месте и получать “зряплату”, отчего экономика страны вряд ли получит положительный эффект. Недавно было озвучено: из-за несовершенства кадровой работы сельское хозяйство несет огромные потери, только за 2013 год они оцениваются в 14 трлн рублей. Если масштабировать данную проблему на все сферы, то потери могут исчисляться сотнями триллионов рублей. А если в нагрузку существующей ситуации прибавить “тунеядцев”, экономика и вовсе может потерять свои последние конкурентные преимущества. С асоциальной группой населения необходимо работать не методом кнута, а создавать новые рабочие места, открывать курсы для переобучения безработных. Это можно делать не только за счет средств бюджета, но и на основе частной и общественной инициативы.

Во-вторых, действия другой категории “тунеядцев” — тех, кто скрывает свои доходы, — уже классифицируются в Уголовном кодексе как уклонение от уплаты налогов. Поэтому введение наказания с предлагаемой МВД формулировкой (“тунеядец — это умышленно уклоняющийся от участия в финансировании государственных расходов путем неуплаты налогов, пошлин и иных платежей”) может привести к путанице и усложнению административного процесса.

В целом граждане любой страны вправе самостоятельно выбирать, чем им заниматься. Неприкосновенность частной жизни должна быть главным принципом осуществления государством своей политики. Если гражданин не нарушает никаких законов, то он не опасен для общества. И если он не работает, то это его законное право, которого лишить его никто не может. А упреки в том, что он пользуется общественными благами (медицина, образование и т. п.), не оплачивая их, не соответствуют действительности. Ведь все граждане, проживающие в стране, — работающие и неработающие официально — все равно платят налоги, когда покупают в магазине хлеб, молоко, колбасу. В цене любого товара уже заложен налог на добавленную стоимость, а также, по отдельным категориям продукции, акциз, которые и формируют 49,3% нашего консолидированного бюджета. Таким образом, даже “тунеядец” незаметно для всех становится участником процесса повышения общего благосостояния.

Могу предположить, что введение наказания за “тунеядство” повлечет за собой увеличение количества фиктивной трудовой занятости на предприятиях, повышение уровня официальной безработицы. Так “тунеядцы” с неофициальным доходом будут скрывать свой статус, чтобы их не настигло наказание. Асоциальные же элементы до последнего не будут знать о существовании наказания за их образ жизни, пока к ним не придут работники соответствующих органов. Однако это никак не улучшит качество отечественной продукции, не остановит рост цен в магазинах, не увеличит производительность труда, пенсию и заработную плату. То есть не сделает всего того, за что должны ратовать законодатели для повышения качества жизни в стране.

Антон Болточко, эксперт

Три решения одной проблемы


Экономика государства — это прежде всего экономическая активность граждан: что потопаешь, то и полопаешь. Не случайно Президент отмечает, что наметившийся рост в стране лени и иждивенчества — это прямой путь к деградации нации, застою и упадку. Основное богатство страны — это люди, способные профессионально трудиться на выбранном поприще. Так было всегда и так будет. Для общества чрезвычайно важен факт саморазвития человека. Подсчитано, если человек превратился в безобидного бомжа, то за все годы своего бесполезного и бессмысленного существования он обойдется обществу более чем в 100 тысяч долларов. В то же время законопослушный и экономически активный гражданин в течение жизни сможет принести стране пользу более чем на 6 миллионов долларов.

В основе нашей социальной политики лежат два принципа — справедливость и солидарность. Справедливость означает равное право на помощь (в обучении, лечении, защите), которую гарантирует государство вне зависимости от доходов получателей, а солидарность — это перераспределение бюджета: работающий платит за пенсионера, здоровый — за больного, взрослый — за ребенка. Зарубежные эксперты традиционно отмечают у нас высокий уровень социального развития, который зависит от медицины, личной безопасности, обеспечения жильем, водой, коммуникациями и т. д. По этому показателю наша страна существенно опережает даже богатые ресурсами Россию, Казахстан и Украину.

Эти достижения станут еще более значимыми при увеличении доходов бюджета. А потому, для части общества важно осознавать, что есть не только Родина-мать, которая всегда защитит, накормит и обогреет, но и строгий отец, который не только спросит за нерадивость, но и всыплет, как говорится, по полной для большей мотивации. Никакого комфортного существования для бездельников быть не должно. 

Главное — действовать системно в интересах всего общества и с учетом экономической ситуации, когда в наполняемости бюджета должно участвовать максимальное количество едоков. Для этого вначале нужно определиться с теми, кто не уплачивает социальные налоги, и в чем причина этой несознательности. Ведь то, что большое количество людей работают за рубежом, говорит не только о высоком потенциале самозанятости белорусов, а и положительно для бюджета: эти люди могли быть безработными. Но они сами нашли свое место в системе рыночных отношений, приносят в страну валюту, покупают квартиры и строят свои дома, учат детей, совершают покупки на родине. Задача лишь в том, чтобы сделать эту форму самозанятости более приемлемой — и для людей, и для государства.

Самое простое, но кратковременное по эффекту решение — штрафы. Более цивилизованное — покупка человеком патента у государства на право самозанятости без регистрации бизнеса в налоговой инспекции. Но самое лучшее, хотя более сложное решение — это помощь государства людям, чьи умелые руки и умные головы востребованны на внутреннем и внешних рынках, в легализации трудоустройства путем создания специальных аутсорсинговых центров по типу Парка высоких технологий. Главная цель такой новации — обеспечить легальное трудоустройство граждан за рубежом, а значит, повысить уровень их правовой защиты. И одновременно обеспечить поступления в бюджет за счет экспорта трудовых ресурсов, на подготовку которых государство затратило много средств и времени. Сегодня программисты ПВТ, работая на экспорт, приносят стране дохода больше, чем все СЭЗ, вместе взятые. А ведь умелые рабочие руки ценятся не менее дорого и могут приносить более весомую пользу. Как это сделать? Об этом и нужно сообща думать.

Борис Паньшин, профессор экономического факультета БГУ
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter