Дела кленовые

В России на употреблении допинга попалась очередная олимпийская надежда...

А поговорим–ка о лыжах. Тем более что и повода к разговору долго искать не пришлось. Аккурат на этой неделе на лыжне взорвали свежую информационную бомбу — как иначе оценишь то, что в России на употреблении допинга попалась очередная олимпийская надежда призер Игр в Турине Алена Сидько.


За последние годы словосочетание «рекомбинантный эритропоэтин» стало для многих болельщиков таким же привычным, как «гонка преследования» или «финишный рывок». На употреблении именно этого препарата попались биатлонисты Дмитрий Ярошенко, Екатерина Юрьева и Альбина Ахатова, лыжники Юлия Чепалова и Евгений Дементьев и многие другие. Складывается впечатление, что в некоторых видах спорта rEPO употребляется с регулярностью приема пищи и подается к обеду где–то между десертом и компотом.


Сейчас многие специалисты откручивают время назад и, глядя на результаты прошлогоднего чемпионата мира в чешском Либереце, говорят, что российские лыжники выступали там весьма посредственно из–за нежелания «светиться» перед антидопинговыми контролерами. Может, оно и так. А может, и нет? Это как Чепалова в прошлом году бросила: «Знаете, мне сейчас уже все равно — есть допинг, нет допинга...» Но вопросы–то остаются.


Что вообще происходит в российских лыжах, если, едва «засветившись» на допинге, спортсмены не требуют защиты чести и достоинства, а смиренно опускают голову и сходят с пьедесталов? Что себе думают тренеры и руководители? Неужели в лыжах, как в армии, людей рассматривают как пушечное мясо, когда на место одного солдата быстро найдут другого?


Да и только ли в российских лыжах такое происходит?


Эритропоэтин — словно злой гений современности. В 1983 году его изобрели американцы для почечных больных, но препарат практически сразу попал в спорт. Оно и понятно: действие заключается в том, что он повышает количество гемоглобина в крови, а значит, кровь может переносить больше кислорода в организме, соответственно повышается выносливость. Препарат является копией природного гормона. Поэтому поймать его можно только через день–два после инъекции...


В 2001 году разразился самый, пожалуй, крупный допинговый скандал в истории зимних видов спорта. Сайт канала «Евроспорт» недавно напомнил, что на запрещенных препаратах тогда попались сразу шесть финнов, показывавших удивительно высокие результаты и на проходившем в Лахти мировом чемпионате, и до него. Первой ласточкой стал олимпийский чемпион Нагано Мика Мюллюла, который вроде бы заболел перед самым турниром, однако затем пришел в себя и, едва–едва выздоровев, показал невероятный результат в гонке преследования. Он выиграл классическую «десятку», но отказался от продолжения борьбы во второй гонке, указав на обострение простуды. Природа этого решения начала открываться спустя несколько дней. Обнаруженный у Яри Изометсы допинг поначалу не предвещал ничего страшного, однако когда феноменальные результаты поперли у всей финской команды, ВАДА решилось проверить эту сборную от и до, от двоеборцев до прыгунов. В результате чемпионат мира в Лахти вошел в историю: были дисквалифицированы Янне Иммонен, Яри Изометса, Харри Кирвесниеми, Мика Мюллюла, Милла Яухо, Вирпи Куйтунен (все — Финляндия, и все — лыжные гонки).


В 2002 году в Солт–Лейк–Сити в сети контролеров попали россиянки Ольга Данилова, Лариса Лазутина и испанец Йохан Мюлегг, в 2006–м в Турине драпал из домиков австрийской сборной опальный тренер Вальтер Майер, а потом австрийцы сенсационно заняли последнее место в эстафете.


Еще одна история из 2006–го вспоминается и при рассказе о лидерах сезона нынешнего. Юстина Ковальчик из Польши — обладательница кубка мира, победительница последнего «Тур де ски» за год до Игр в Турине заработала двухлетнюю дисквалификацию за употребление дексаметазона, однако последовавшие за тем судебные разбирательства вынудили лыжную федерацию приостановить свое решение. Ковальчик поехала на Олимпиаду и сенсационно выиграла там бронзовую медаль на марафонской дистанции 30 км.


Более 10 лет Юстина тренируется под руководством бывшего тренера биатлониста Томаша Сикоры — российского специалиста Александра Веретельного. О ней пишут как о трудоголике, который способен заниматься по 6 — 7 часов в день. Ковальчик — почетный гражданин города Катовице, и естественно, что она — одна из главных надежд своей страны на неуклонно приближающуюся Олимпиаду.


Главными соперницами польки будут обязательно финки во главе с Айно–Кайсой Сааринен и Вирпи Куйтунен, которые не стесняются подножек на трассе (Сааринен) и о которых мы уже вспоминали (Куйтунен). У мужчин борьбу за лидерство поведут ставший в этом сезоне уже двукратным победителем восхождения на венчающий «Тур де ски» пик Альпе Чермис чех Лукаш Бауэр, победитель прошлогоднего Кубка мира швейцарец Дарио Колонья и по странной прихоти норвежской федерации пропустивший Игры в Турине Петтер Нортуг. «Петтер — прототип современного лыжника, и он лучший на всех дистанциях. Он еще очень молод, и я уверен, что станет еще лучше в будущем. Я могу только сказать, что рад, что ушел из спорта до него!» — это признания соотечественника Нортуга Томаса Альсгаарда. Однако на старте этого сезона «король финиша», который преодолевает последние метры гонок словно лось, знающий только одну, кратчайшую, дорогу, помнится, озадачил многих. Причиной стал подписанный спортсменом миллионный спонсорский контракт с компанией, производящей энергетический напиток Red Bull. Нам этого не понять, а норвежцы не на шутку возбудились, вспомнив, что этот напиток содержит большое количество вредных для здоровья веществ (кофеин, таурин), в связи с чем он не рекомендован к употреблению детям до 15 лет. Более того, до недавнего времени напиток вообще был запрещен в Норвегии.


Вот это рывок!


Канадский фактор


На фоне беготни лыжника Ивана Бабикова из России в Канаду, потом обратно в Россию, чтобы поехать в Турин и обратно в Канаду, чтобы почувствовать себя хозяином Игр, другие события в стане канадской сборной для большинства наших болельщиков могли бы пройти незаметно, не случись на этой неделе вполне сенсационного объявления. 30–летний Брайан Маккивер, который официально считается слепым, станет первым атлетом в истории, который будет участвовать как в Олимпийских, так и Паралимпийских играх. В возрасте 19 лет Маккивер считался восходящей звездой молодежной сборной страны по равнинным лыжам, однако из–за прогрессирующей болезни Штаргардта (наследственное неизлечимое заболевание сетчатки) его зрение стало падать. На данный момент спортсмен с непростой судьбой, уже имеющий в своем послужном списке семь паралимпийских наград Игр 2002 и 2006 годов, включая четыре «золота», видит менее 10% и только периферическим зрением, что по спортивным канонам приравнивает его к незрячим. В состязаниях лыжников с ограниченными физическими возможностями Брайан Маккивер выступает в паре со своим родным братом Робином, который в 1988 году представлял Страну кленового листа на домашней зимней Олимпиаде в Калгари. Однако в феврале тандему двух братьев придется на время расстаться, поскольку в олимпийских состязаниях на лыжне поводыри не предусмотрены и на дистанции рекордсмену останется полагаться исключительно на остатки зрения и собственную память.


Цитата


Для 36–летнего Сергея Долидовича Олимпиада в Ванкувере станет уже пятой. Дебютировал на Играх он еще в Лиллехаммере, а сегодня спортсмена впору уже величать по имени–отчеству. Поразительно в связи с этим, однако, иное. Годы идут, а в нашей сборной не появилось никого, кто мог хотя бы приблизиться к стабильным результатам Долидовича. В Турине Сергею страшно не повезло, когда на финише марафона он столкнулся с тренером австрийской сборной. Впрочем, это было уже в последний день Игр, а первые гонки Долидович пропустил из–за обнаруженного у него повышенного уровня гемоглобина в крови. В Беларуси никто и думать не думал о допинге, однако по правилам соревнований спортсмену пришлось пропустить целый ряд гонок. Сделав вывод, перед Ванкувером Сергею «выправили» кровяной паспорт. Это значит, что теперь документально зафиксировано, что белорус входит в группу людей, у которых от природы повышенный уровень гемоглобина. О планах на Олимпиаду Долидович говорит расплывчато, типа задача оказаться в восьмерке. Но и это тоже его слова: «Любое место ниже третьего будет засчитано как провал. Я уверен в своих силах, как и в том, что, пока длится гонка, есть шанс на успех».

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter