Декларация о расходах

Из–за мошенничества своих сотрудников крупнейшая международная правозащитная организация вынуждена была объявить о банкротстве
Из–за мошенничества своих сотрудников крупнейшая международная правозащитная организация вынуждена была объявить о банкротстве

В Википедии, этой «интернет–энциклопедии, которую может редактировать каждый», обновление в статье о Международной хельсинкской федерации (МХФ). И вот что изменилось в организации, которая согласно той же Википедии «уже четверть века защищает и анализирует информацию о соблюдении прав человека в странах ОБСЕ»: 27 ноября президент МХФ Ульрих Фишер представил в венский суд (штаб–квартира этой международной структуры находится в столице Австрии, так же, как офис ОБСЕ) просьбу признать федерацию банкротом.

Объяснение всего произошедшего с авторитетной международной организацией можно найти на ее сайте. Последним сообщением является письмо герра Фишера о закрытии МХФ, с тех пор интернет–ресурс уже не обновлялся. «Это произошло из–за серьезного финансового кризиса, который вызван экономическим преступлением. Бывший финансовый менеджер федерации задержан до суда после признания в том, что он присваивал крупные суммы денег на протяжении нескольких лет. Проводится также расследование в отношении еще двоих человек, которые не работали в федерации. Суд над ними начнется в начале января 2008 года».

Единственное, о чем умолчал президент МХФ, сославшись на продолжающееся расследование, — это сумма, о которой идет речь. Но в прессу все–таки просочилась информация об украденных 1,2 миллиона евро.

Несмотря на все заслуги хельсинкского правозащитного движения, для австрийских властей закон оказался важнее. Спонсоры, на средства которых существовала эта неправительственная и некоммерческая организация, отказались компенсировать пропажу — их тоже можно понять, не на то они выделяют деньги, чтобы кто–то на них покупал себе роскошные дома и проводил время в казино.

Все произошедшее вроде бы не так уж и трагично для хельсинкских комитетов, работающих в десятках стран мира. Они являются автономными организациями, и на их деятельность эта некрасивая история может и не повлиять... В частности, об этом заявили в Белорусском хельсинкском комитете (БХК) на специально созванной по этому поводу пресс–конференции: «Независимо от ситуации с МХФ, против которой совершено преступление, БХК продолжает свою уставную деятельность с целью защиты в Беларуси прав человека».

На этом, собственно, в этой новости и можно было поставить точку, если бы не один комментарий, бросившийся мне в глаза. Говорит член Белорусского хельсинкского комитета Гарри Погоняйло: «Предполагаю, что наши государственные СМИ попробуют воспользоваться этой ситуацией, преподнесут это как архиважное событие и постараются испачкать нас по полной программе» (цитата по БелаПАН).

Как тут не возмутиться. Вместо того чтобы признать факт коррупции, который объективно бьет по репутации правозащитников, переводятся стрелки на «государственные СМИ», как будто это они причастны к исчезновению из фонда главной правозащитной организации миллиона евро. Или профессиональный юрист хочет сказать, что коррупционный скандал в головном офисе хельсинкской федерации подстроили белорусские журналисты?

Если задаться поиском в Интернете, то на сочетание хельсинкский комитет плюс коррупционный скандал находится сразу несколько ссылок. Один из последних скандалов произошел в Молдове. Просто ирония судьбы: местный комитет был исключен из международной федерации почти за то же самое, за что теперь закрывается сама федерация. В марте прошлого года руководство Хельсинкского комитета Молдовы обвинили в финансовых махинациях, а также попытке дать взятку представителям Шведского комитета Хельсинки, проводившего проверку финансовой деятельности своих молдавских коллег.

Впрочем, что говорить о далеком Кишиневе, если в Минске к местному хельсинкскому комитету также, насколько помнится, возникали претензии — в том числе и по налогам. Если бы австрийская история, не дай Бог, повторилась в Беларуси, власти наверняка были обвинены во всех смертных грехах, в том числе и политических репрессиях. Минский же офис БХК, насколько мне известно, благополучно исполняет свои уставные функции. Хотя это и не мешает местным правозащитникам при всяком удобном случае нападать на вполне корректно относящихся к БХК журналистов. Откуда эта мелочность и страсть к драчливости? Бей первым, Фредди?

Но не будем читать мораль нашим увлеченным правозащитникам. Наооборот, посочувствуем. У них сейчас тяжело на сердце. В доме повешенного не говорят о веревке.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter