В Риге открывается саммит Восточного партнерства

Декларации и декорации

Рижский саммит Восточного партнерства обещал стать знаковым и веховым, но остаются ли шансы на успех?
Его ждали, к нему готовились, о нем много говорили. Когда же он, наконец, приблизился, то радужные ожидания развеялись, как пелена тумана вокруг входящего в гавань корабля. Рижский саммит Восточного партнерства, который открывается сегодня, обещал стать знаковым и веховым, но вот остаются ли шансы на успех?

Сам проект Восточного партнерства (ВП), стартовавший в мае 2009 года, задумывался как перспективная инициатива по сближению Европейского союза с шестью его государствами-соседями: Беларусью, Украиной, Молдовой, Арменией, Грузией и Азербайджаном.

Декларации были многообещающими. Изначально речь шла о совместных проектах по совершенствованию системы управления, экономической интеграции, включая создание зон свободной торговли, энергетической безопасности, по гуманитарному сотрудничеству, в том числе либерализации визового режима.

Однако практически все из перечисленного так и осталось в разряде благих пожеланий. Евросоюз, во многом с подачи Вашингтона, стал превращать ВП в площадку для реализации политических амбиций. На протяжении нескольких лет оказывалось прямое давление на Беларусь. Правда, все попытки выносить осуждающие нашу страну резолюции на саммитах ВП неизменно наталкивались на консолидированное сопротивление государств-партнеров, что откровенно раздражало Брюссель и Варшаву и тормозило реализацию многих проектов.

Затем все более явственно стала проявляться антироссийская подоплека многих инициатив ЕС в рамках партнерства. Чего только стоит предложение включить в сферу действия ВП не всю территорию Российской Федерации, а только Калининградскую область. Москва, естественно, ответила отказом.

Пиком заочного противостояния России и ЕС стал Вильнюсский саммит ВП в ноябре 2013 года, который фактически подогрел острый политический конфликт в Украине.

Предполагалось, что Рижский саммит должен разрешить многие накопившиеся противоречия. Грузия, Украина и Молдова, подписавшие с ЕС соглашения об ассоциации, ожидали конкретных шагов по их наполнению практическим смыслом, прежде всего отмены визового барьера. Однако чиновники из ЕС еще до открытия саммита дали понять, что этого не произойдет. Более того, Евросоюз играет «втемную» с этими странами. В Грузии, Украине и Молдове делают ставку на скорейшее вступление в ЕС. А по факту полноценное членство в этом интеграционном объединении им не светит на протяжении еще, как минимум, двадцати-тридцати лет. В результате регион как бы зависает в неопределенности, что грозит серьезными геополитическими осложнениями.

Беларусь вполне четко сформулировала свое отношение к ВП. Наша страна ожидает от данного проекта перехода от деклараций к реальному взаимодействию, прежде всего в двух направлениях: упрощении визового режима и экономическом сотрудничестве. Только в этом случае есть смысл развивать эту инициативу.

К сожалению, на Западе по-прежнему имеются силы, которые стремятся  превратить ВП в некий антироссийский кружок. Буквально накануне Рижского саммита это вызвало ответную жесткую реакцию Москвы. Российский МИД расценил предстоящее мероприятие как враждебное.

На фоне таких неоднозначных сигналов не стоит ожидать каких-либо прорывов в Риге. Но для Беларуси все же это очередной шанс сделать шаг вперед в улучшении отношений с нашим большим соседом — Европейским союзом. Упускать его было бы неправильно. При этом нужно также понимать, что поступаться национальными интересами, в том числе стратегическим партнерством с Россией, никто не будет. Мяч на стороне ЕС. От мастерства его политиков и дипломатов зависит, насколько удачной окажется игра.

gigin@belta.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter