Книжный навигатор

Декаданс и контрабанда

Книжный навигатор

Сергей Песецкий. Любовник Большой Медведицы. Минск, Регистр, 2014.


Я не знаю, что интереснее: жизнь автора или его героев? Сергей Песецкий, известный писатель и наш земляк, только сейчас начинает возвращаться к нам в переводах на белорусский и русский языки. Шпион, работавший на три разведки, контрабандист, литератор... Роман «Любовник Большой Медведицы» был написан им в польской тюрьме «Святой Крест» в 1935–м. Осужденный за разбой Песецкий считался особо опасным преступником, надежды на помилование не было... Но случайно увиденное объявление о литературном конкурсе в польской газете подстегнуло творческий импульс. Когда–то ведь сочинял... Правда, польский наш земляк знал плоховато, довелось подучиваться. Первый написанный роман «Пятый этап» конфисковали тюремщики. А «Любовник Большой Медведицы» стал действительно «пропуском» из заключения — Песецкий победил в конкурсе. Впоследствии роман был много раз переиздан и даже выдвигался на Нобелевскую премию. Особенно интересно, что события книги происходят в довоенном Ракове, который стал контрабандистским центром в то время, когда неподалеку от него проходила граница между Западной Белоруссией и БССР. Раков тогда выглядел совсем не так, как нынче. Там можно было и купить парижскую шляпку, и посидеть в шикарном ресторане. Книга написана очень динамично, события — водоворотом. Суровая романтика «рыцарей пограничья» с перестрелками в темноте, кровавым соперничеством, тайными укрытиями и пышными банкетами, на которых текли рекой заработанные «ходками» деньги, захватывает. Любовь, предательство, отчаянная смелость. И дополнительный бонус — что это не выдумки, а реальный опыт.


Александр Васильев. История моды. Костюмы «русских сезонов» Сергея Дягилева. Издательство «Этерна», Москва, 2012.


Серию книг Carte postale я обнаружила на Минской книжной выставке–ярмарке. Ее составили открытки из коллекции историка моды Александра Васильева, известного также как шоумена. Старинные открытки сами по себе интересны. А для меня именно этот томик стал еще и примером интерактивной книги. Ну конечно, странички можно вырвать и использовать как открытки — удачный пиар–ход. Но я о другом. Рассматривать это лучше всего после прочтения материалов о дягилевском балете, мемуаров, воспоминаний. Тогда все увиденное приобретает особую подсветку, становится частью большего знания. Вот, например, гениальный Вацлав Нижинский... Артист, обладавший неповторимой левитацией и творческим темпераментом. А вглядитесь в его облик — есть некая простоватость в чертах, а еще — беззащитность, уязвимость. Это становится еще более очевидным, если помнить о судьбе танцовщика: он сошел с ума и последние годы провел в жалком состоянии. А вот легендарная Анна Павлова. Хрупкая, грациозная, чахоточная, почти бесплотная — по воспоминаниям современников. Стоп! Хрупкая? В сравнении с сегодняшними моделями — вполне себе в теле. Не говоря о других балеринах: Карсавина, Хохлова, Фокина. Косточки не торчат, тела прекрасны, с плавными женственными линиями. А лица какие! А костюмы! Квинтэссенция арт–нуво. Думаю, этот маленький альбомчик должен для неофитов в искусстве стать импульсом, чтобы захотелось почитать о той эпохе, посмотреть картины, сходить на балет, раскрыть сборник поэтов Серебряного века.


Издания для обзора предоставлены книжным магазином «Академическая книга», Минск, пр-т Независимости, 72.


Советская Белоруссия №44 (24427). Пятница, 7 марта 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter