Дефицит здравого смысла

В турфирмах, как и в других сегментах рынка, также неплохо владеют искусством убеждать, что отдых будет о’кей: отель — пять звезд, а шведский стол, как у шведского короля, и пляж с белым песочком... С Виктором Корбутом по стране и миру

А вы сами пробовали? С таким вопросом мы обращаемся в магазине к продавцам, когда хотим узнать о качестве нового, неизвестного продукта. Или не совсем уверены, что та колбаса, которая на прилавке, — свежая: «Ничего, что цвет у нее слишком подозрительный?» И вправе получить честный ответ. Вообще, в магазинах и на рынках не разрешают пробовать продукты. Но некоторые смелые торговцы по старинке отрезают, чтобы никто не видел, сырные и яблочные кусочки: «Посмакуйте, товарищ, поверьте если не моему слову, то своему вкусу». Конечно, антисанитария в таком случае налицо, но еще не достиг наш рынок такого уровня цивилизованности, чтобы все представленное на нем являлось несомненным по качеству. Поэтому и новый автомобиль нужно обкатать, и диск в музыкальном магазине прослушать, прежде чем подойти к кассе. Я вот недавно купил в «Ждановичах» подпольный CD за пять рублей — а он «не играет». Мужик, всучивший мне дешевку, уверял, что «все о’кей, будь спок...» Вот и верь после этого людям!


В турфирмах, как и в других сегментах рынка, также неплохо владеют искусством убеждать, что отдых будет о’кей: отель — пять звезд, а шведский стол, как у шведского короля, и пляж с белым песочком. Потом приедете и увидите, что пять звезд — только на небе, стол, как у шведского студента, а песок, как в песочнице во дворе собственного дома.


Моя знакомая этим летом поехала на болгарский Солнечный берег. Ей пообещали пляж в пяти минутах от отеля: «Надо только через скверик пройти — и вы у моря». К моменту прибытия на курорт на месте скверика шла стройка... Обещанные «изысканные блюда» в гостиничном ресторане нечем было «изучать» — за ложкой стояла очередь. Цены в кафе в реальности в два раза превышали цифры, названные в Минске.


Если вы позвоните в турфирму, откровенно «поимевшую» (другого слова не нахожу) мою знакомую, менеджер по Болгарии скажет, что ничего о стройке и дефиците ложек не знает: «В проспекте отеля написано, что...» Вы спросите: «А что, вы сами там не были? Видели безобразие и промолчали?» «У нас хорошие каталоги: как там описано и проиллюстрированно — я вам рассказала», — невозмутимо ответит «специалист по туризму». Она не была, не видела и «не виноватая», что каталог не поспел за стройкой и промолчал о нехватке столовых приборов.


Есть большие компании, а есть маленькие фирмы. Но даже хорошая репутация и многолетний опыт работы на рынке не гарантируют, что в большом магазине, условно говоря, колбаса будет свежее и вкуснее, чем в маленькой «лавочке». Чтобы удачно выбрать страну пляжного отдыха (самый популярный вид туризма у белорусов), а также отель, пляж, разведать, какая рядом транспортная, развлекательная инфраструктура, возможности шоппинга — не обязательно идти в фирму, у которой вывеска ярче.


Обратился в конце лета в приличную контору, предлагающую отдых в Прибалтике. Молодой сотрудник на вопрос, какой температуры море у берегов Паланги, отвечает: «Не знаю. Я там был весной». Звоню в компанию, предлагающую релакс в Египте. «Как водичка в Красном море?» — интересуюсь. «Минуточку... В Шарм–эль–Шейхе такая–то и такая, в Хургаде — этакая», — почти с ходу отвечает менеджер. Видно, как каждое утро в банке обновляют таблицу курса валют, в этой фирме так же внимательно следят за «настроением» воды на курортах. Здесь ценят клиента и знают все тонкости о стране, которую продают.


Кроме Египта, осенью растет спрос на Таиланд и Гоа. В Таиланде, однако, стало неспокойно — из–за дележа власти между правительством и оппозицией. Но белорусские турфирмы ручаются, что путешественников тамошние беспорядки не должны беспокоить, мол, на курортах «все о’кей, будь спок». «Откуда такая уверенность?» — уточняю в офисе крупного оператора. Ответ: «Из Интернета».


Гоа — западноиндийский штат с шикарными пляжами. Туда дорого стоит билет (далеко лететь, причем только из Москвы), а на месте цены, как при коммунизме: стакан свежевыжатого сока — полдоллара, обедом местные рестораторы за «пятерку» у.е. двоих накормят. Знаю, потому что туристка, бывавшая в тех краях, подробно рассказала, что к чему. Туристку как информатора о Гоа посоветовали в небольшой фирме: продают здесь индийские пляжи «понаслышке» — сами не бывали, но многое могут «пропеть» по мотивам чужих впечатлений. Мне повезло, что менеджер созналась в собственной неопытности и подсказала первоисточник.


Поэтому коль пришли в фирму покупать путевку, не стесняйтесь, спрашивайте в лоб у продавца тура: «Вы там были? Пробовали водичку? Теплая? Еда вкусная? Сколько ужин стоит?» и т.д. Наивные вопросы? Без них никак — иначе приедешь на какое–нибудь Коста–Брава и резко почувствуешь себя не бравым молодцем, а обманутым дураком.


Да, нынче торгуют все, кому не лень, и всем, чем можно. Продать турпакет, как нынче модно именовать путевки, для агента в фирме — дело пяти минут. На эту работу сажают даже студентов: за счет дешевой рабочей силы повышается прибыльность продаж. Уважаемая компания, с именем и хорошей репутацией, скорее всего, на подобный риск ради экономии не пойдет. И все же голос собственной интуиции при выборе места и форм отпуска пусть останется для вас верховным судьей. Не зря ведь говорят: доверяй, но проверяй.


Автор — обозреватель газеты «Туризм и отдых».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter