Дефицит с избытком

Обеспечив всеобщее среднее образование, мы, похоже, движемся к всеобщему высшему. Так на первый взгляд можно оценить тот факт, что на некоторые факультеты в вузы нынче принимали всех, кто подал документы...

Обеспечив всеобщее среднее образование, мы, похоже, движемся к всеобщему высшему. Так на первый взгляд можно оценить тот факт, что на некоторые факультеты в вузы нынче принимали всех, кто подал документы. И то желающих не нашлось. В институтах и университетах так и остались вакантными 134 бюджетных места на дневной и 203 — на заочной форме обучения. Хорошо это или плохо? Может, и вузы, и выпускники в плену стереотипов? Эти вопросы на днях поднял и Президент на совещании педагогического актива, сказав о перекосах в подготовке кадров без учета реальных потребностей экономики, лавинообразном росте платной формы обучения и необходимости сократить сроки получения высшего образования на четверть. «Мы не должны допустить снижения уровня знаний и девальвации отечественного диплома», — подчеркнул Александр Лукашенко. Чем же закончилась нынешняя вступительная кампания — разбиралась корреспондент «СБ».


Поучительный выбор


В 45 государственных и 10 частных вузов пришли около 90 тысяч первокурсников — на 3,2 тысячи меньше, чем год назад. Мария Карпенко, консультант управления высшего и среднего специального образования Министерства образования, тенденции не удивлена: «Количество выпускников уменьшается. Вот и почувствовали это вузы».


Однако на традиционно престижные специальности был конкурс — в среднем 1,9 человека на бюджетное место. А, например, на «Социологию» в Международном гуманитарно–экономическом университете ни одного заявления! Немногим лучше ситуация в Белорусском государственном педагогическом университете


им. М.Танка. Полное отсутствие борьбы за места на «Математике–информатике», «Физике–математике», «Физике–информатике» уже стало традицией. Проходные баллы для будущих преподавателей физики, математики и информатики стыдно произнести вслух. Так же обстоят дела и со специальностью «Белорусский язык и литература. Немецкий язык». Сочетание, прямо скажем, странное, и далеко не каждый абитуриент решится на такой выбор. Может, эффективнее разделить родной язык и иностранный? В Министерстве образования с моим мнением не согласны. Оказывается, именно таких специалистов на все руки не хватает в сельских школах. Но, словно в насмешку, и в Полоцком государственном университете на схожую специальность «Английский язык. Белорусский язык и литература» 0,2 человека на место.


Выходят из моды и другие гуманитарные профессии. И это проблема не только педагогических вузов. На истфак БГУ который год абитуриенты не спешат, и количество групп неумолимо уменьшается. Поинтересовалась у выпускников, в чем причина? Диплом в никуда. По специальности работает разве что редкий фанат своего дела: перспективы и зарплаты минимальны. Молодые историки добросовестно отрабатывают два года по распределению, а дальше — кто в милицию, кто в частный бизнес, а некоторые и в сельское хозяйство. Зарплата тракториста в крепком СПК выше, чем у документоведа в городской организации.


Юрий Быкадоров, проректор по учебной работе БГПУ им. М.Танка, не на шутку встревожен: нужно спасать ситуацию, иначе в педагоги, да и на другие нужные профессии совсем никто не пойдет: «На некоторые специальности мы давно бы сократили наборы, но есть заявки из областей: просят направить специалистов, работать некому!» Вузы идут навстречу. Но, очевидно, просьб, не подкрепленных достойным материальным содержанием и социальными гарантиями, маловато. Вот и получается каждый год одно и то же — недобор.


У Марии Карпенко другая точка зрения. Говорит, минские вузы сами виноваты в своих проблемах. В областях на аналогичные специальности конкурс по 1,5 человека на место. А что касается физиков, математиков и других технических направлений, то тут разгадка проста: в Минске сконцентрировано слишком много учебных заведений, которые принимают сертификаты ЦТ по математике и физике. И в последнюю очередь абитуриенты–технари идут в педуниверситет. К слову, порой их выбор предопределяет наличие места в общежитии. Проза жизни: учиться и снимать жилье в Минске дорого. Такая вот профориентация.


Блеск и мишура


Кстати, как современные школьники определяются с будущей специальностью? В общем–то ничего принципиально нового. Как и двадцать лет назад, оценивают перспективы трудоустройства, заработок, опыт родственников и знакомых. А еще — картинки, навеянные телевизором... Шик, блеск, слава. Не потому ли конкурсы на дизайнеров ежегодно зашкаливают? В БГУ на специальность «Коммуникативный дизайн» 14,6 человека на место! В былые времена так рвались на актерский факультет. А профессии–то, между прочим, не поточные.


Многие поступающие толком не представляют, в чем заключаются профессиональные обязанности. К примеру, как объяснить такой феномен: в БГПУ им. М.Танка самый большой конкурс, 285 баллов, — на «Логопедию. Специальную психологию». Почему? Там что, золотые горы обещают или практику на Гаваях? Юрий Быкадоров толкует ситуацию просто:


— Дело в незнании. Рабочий день логопеда четыре часа. Вот и думают вчерашние школьники, что профессия легчайшая: с детишками повозился — и пошел домой. Но уже после первой производственной практики от таких радужных представлений не остается и следа.


В Витебском университете им. П.М.Машерова на одно правоведческое бюджетное место претендовали 10,5 человека. Не теряют рейтинг и иностранные языки! В Минском лингвистическом университете нет отбоя от желающих учиться как 5 лет, так и 3 — 4 по сокращенной форме, а на факультете межкультурных коммуникаций проходной балл доходил до 370! Непросто попасть на бюджет и в медицинском. Несмотря на низкие зарплаты врачей, многие абитуриенты рассчитывают открыть собственный бизнес.


Получается, где–то мало, а тут так и слишком много? Как сбалансировать спрос и предложение? Вмешиваться приходится Минобразованию. В этом году, например, вопреки пожеланиям абитуриентов у колоссально популярных экономических специальностей забрали 120 мест. Это 8 процентов от общего набора. Суть: некуда потом трудоустраивать. Сокращают до четырех лет обучение юристов и экономистов.


Ближе к нулю


Нельзя не упомянуть и о еще одной проблеме. Нас впечатляют запредельно низкие проходные баллы. Но давайте правде смотреть в глаза: высокие баллы на ЦТ скорее исключение. С каждым годом наши школьники показывают все более низкие результаты, но без проблем поступают туда, где недоборы... Нынче снова всплывает вопрос о нижней планке ЦТ. Помните, изначально к участию в вузовских конкурсах допускали абитуриентов, которые набирали не менее 20 баллов по каждому из тестов. В 2007 году нижняя планка упала до 15. В 2008 году положительную оценку знаний определили только в разгар вступительной кампании: минус 10 процентов самых низких ответов на каждом отдельно взятом испытании. Затем ограничения и вовсе убрали. Получается: по баллу за каждый тест — и двери в вуз открыты?


— Какие бы ни были талантливые педагоги в вузах, слабые абитуриенты, скорее всего, станут слабыми студентами, а в будущем — слабыми учителями. Когда они придут в школу, будут готовить плохих учеников. По моему мнению, слабый учитель физики — это удар по экономике, — Владимир Зданович, председатель Постоянной комиссии по образованию, культуре, науке и научно–техническому прогрессу Палаты представителей, активный сторонник нижней планки тестирования. Такие меры позволят увеличить поток учащихся в средних специальных и профессиональных учебных заведениях. С ним согласна и Мария Карпенко: 40 процентов детей, которые действительно готовы получать высшее образование, подтверждают свои знания и на тестах.


Только решит ли это проблему недобора в вузах? Может, пора пересмотреть планы? Но в чью пользу? Ведь формируются студенческие группы не по желанию абитуриентов, скорее исходя из потребности предприятий и организаций. Потребности одних и желания других слишком явно не совпадают. Вот в чем вопрос. Ректоры вузов, словно сговорившись, отмечают: дети перестали учиться. Есть случаи, когда в первом классе родители нанимают репетиторов, чтобы ребенок хоть что–то делал. А через пять лет чадо заявляет: «Зачем мне эта математика? Я бизнесменом стану!» Вот только в бизнесе без тренированных мозгов и умения думать делать нечего. Как, впрочем, и в вузе.


Цифра «СБ»


В государственные вузы на дневную форму обучения зачислены 43.968 абитуриентов, из них 25.073 — на бюджет. В частных вузах на дневной форме будет учиться 2.791 первокурсник, что на 800 человек меньше по сравнению с прошлым годом.


Кстати


Вступительная кампания–2011 заставит, очевидно, пересмотреть планы набора многие вузы, особенно частные. В Институте парламентаризма и предпринимательства на специальность «Журналистика» социально–экономического факультета сколько было плановых мест — 40, столько и осталось вакантными. В женском институте «Энвила» так и не состоялся набор на дневное обучение современным иностранным языкам и бизнес–администрированию. А в Институт предпринимательской деятельности поступить смогли все, кто подал документы.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter