Дефицит «неправильных» людей
03.02.2007
Поиск формы, как и форма поиска, у каждого свои
Спектакль «Ах, эти свободные бабочки!» нового театра «Компания» появился менее года назад. Попытка представить классическую бродвейскую пьесу американского драматурга Леонарда Герша на белорусской сцене показалась любопытной: дух свободных 60–х отлично передали эксцентричные декорации, а также старые записи Джима Моррисона и Джанис Джоплин. «Компания» — это немногим более двух десятков актеров, хорошо знакомых зрителю: Светлана Аникей, Дмитрий Есеневич, Олег Сидорчик. Хотела написать состоявшихся, но это определение не приветствует режиссер театра, преподаватель актерского мастерства Белорусской академии искусств Андрей Савченко: мол, состоялся и все — дальше расти некуда. В артисте все эмоции должны быть сиюминутны, у него все должно дышать, развиваться, постоянно оттачиваться. А состоялся, значит, завершился — до штампов здесь вообще один шаг. У «Компании» в репертуаре сейчас пьесы Станислава Мрожека, Эдмона Ростана, Джозефа Хеллера, Патрика Зюскинда. И французская полицейская комедия «Дура» Марселя Ашара. Премьерой последней «Компания» намерена отметить свою годовщину.
Крен в сторону зарубежной драмы Андрей Савченко собирается оправдать постановками по рассказам Шукшина, Бунина, «Братьями Карамазовыми» Достоевского, пьесами Эдварда Радзинского.
— Мы играли в Малом зале Дворца Республики, — говорит Андрей, — на сцене театра–студии имени Мировича в Академии искусств. Артист должен быть свободен от каких–то материальных интриг, бытовых проблем настолько, чтобы у него было время — много времени — расти, держать уровень и отличную форму.
— А вы предлагаете альтернативу?
— Да, и при этом мы не кричим о своей независимости, в отличие от некоторых скандальных театральных проектов и центров, не делаем ставку на отрицание классической драматургии. Не провозглашаем никаких «Догм» и «Манифестов» вроде отказа от специально сделанных декораций, костюмов, света и звука, отсутствия мещанских наслоений, что якобы производит большее театральное впечатление. В Беларуси существует великолепный, сильный театр, мощная актерская школа. «Компания» — это лишь попытка объединить самых ярких актеров вместе.
Этот театр, рассчитанный на подготовленного зрителя, собрался под эгидой независимого информационно–методического центра «Фортис», который уже более двадцати лет занимается (часто себе в убыток) распространением элитарного кино, немассовой литературы.
— Простых, понятных зрителю спектаклей, поданных нестандартно, весело и легко, должно быть много, — уверен директор центра Александр Прищепов. — А их чудовищно мало. Потому что не хватает оригинальных, если хотите, одиозных актеров. Или они не раскрываются. Любой артист должен быть немного психом, ненормальным с точки зрения обывателя человеком. Если нет — научиться быть им. Сегодня в театре чувствуется острый дефицит «неправильных» людей, которые, как наши «компанейские» актеры, искали бы новые формы существования не театра — их ищут уже не один век, — а артистов на сцене.
Фото Кристины КУЗЬМИНОЙ.
Спектакль «Ах, эти свободные бабочки!» нового театра «Компания» появился менее года назад. Попытка представить классическую бродвейскую пьесу американского драматурга Леонарда Герша на белорусской сцене показалась любопытной: дух свободных 60–х отлично передали эксцентричные декорации, а также старые записи Джима Моррисона и Джанис Джоплин. «Компания» — это немногим более двух десятков актеров, хорошо знакомых зрителю: Светлана Аникей, Дмитрий Есеневич, Олег Сидорчик. Хотела написать состоявшихся, но это определение не приветствует режиссер театра, преподаватель актерского мастерства Белорусской академии искусств Андрей Савченко: мол, состоялся и все — дальше расти некуда. В артисте все эмоции должны быть сиюминутны, у него все должно дышать, развиваться, постоянно оттачиваться. А состоялся, значит, завершился — до штампов здесь вообще один шаг. У «Компании» в репертуаре сейчас пьесы Станислава Мрожека, Эдмона Ростана, Джозефа Хеллера, Патрика Зюскинда. И французская полицейская комедия «Дура» Марселя Ашара. Премьерой последней «Компания» намерена отметить свою годовщину.
Крен в сторону зарубежной драмы Андрей Савченко собирается оправдать постановками по рассказам Шукшина, Бунина, «Братьями Карамазовыми» Достоевского, пьесами Эдварда Радзинского.
— Мы играли в Малом зале Дворца Республики, — говорит Андрей, — на сцене театра–студии имени Мировича в Академии искусств. Артист должен быть свободен от каких–то материальных интриг, бытовых проблем настолько, чтобы у него было время — много времени — расти, держать уровень и отличную форму.
— А вы предлагаете альтернативу?
— Да, и при этом мы не кричим о своей независимости, в отличие от некоторых скандальных театральных проектов и центров, не делаем ставку на отрицание классической драматургии. Не провозглашаем никаких «Догм» и «Манифестов» вроде отказа от специально сделанных декораций, костюмов, света и звука, отсутствия мещанских наслоений, что якобы производит большее театральное впечатление. В Беларуси существует великолепный, сильный театр, мощная актерская школа. «Компания» — это лишь попытка объединить самых ярких актеров вместе.
Этот театр, рассчитанный на подготовленного зрителя, собрался под эгидой независимого информационно–методического центра «Фортис», который уже более двадцати лет занимается (часто себе в убыток) распространением элитарного кино, немассовой литературы.
— Простых, понятных зрителю спектаклей, поданных нестандартно, весело и легко, должно быть много, — уверен директор центра Александр Прищепов. — А их чудовищно мало. Потому что не хватает оригинальных, если хотите, одиозных актеров. Или они не раскрываются. Любой артист должен быть немного психом, ненормальным с точки зрения обывателя человеком. Если нет — научиться быть им. Сегодня в театре чувствуется острый дефицит «неправильных» людей, которые, как наши «компанейские» актеры, искали бы новые формы существования не театра — их ищут уже не один век, — а артистов на сцене.
Фото Кристины КУЗЬМИНОЙ.