Дефицит «неправильных» людей

Поиск формы, как и форма поиска, у каждого свои
Поиск формы, как и форма поиска, у каждого свои

Спектакль «Ах, эти свободные бабочки!» нового театра «Компания» появился менее года назад. Попытка представить классическую бродвейскую пьесу американского драматурга Леонарда Герша на белорусской сцене показалась любопытной: дух свободных 60–х отлично передали эксцентричные декорации, а также старые записи Джима Моррисона и Джанис Джоплин. «Компания» — это немногим более двух десятков актеров, хорошо знакомых зрителю: Светлана Аникей, Дмитрий Есеневич, Олег Сидорчик. Хотела написать состоявшихся, но это определение не приветствует режиссер театра, преподаватель актерского мастерства Белорусской академии искусств Андрей Савченко: мол, состоялся и все — дальше расти некуда. В артисте все эмоции должны быть сиюминутны, у него все должно дышать, развиваться, постоянно оттачиваться. А состоялся, значит, завершился — до штампов здесь вообще один шаг. У «Компании» в репертуаре сейчас пьесы Станислава Мрожека, Эдмона Ростана, Джозефа Хеллера, Патрика Зюскинда. И французская полицейская комедия «Дура» Марселя Ашара. Премьерой последней «Компания» намерена отметить свою годовщину.

Крен в сторону зарубежной драмы Андрей Савченко собирается оправдать постановками по рассказам Шукшина, Бунина, «Братьями Карамазовыми» Достоевского, пьесами Эдварда Радзинского.

— Мы играли в Малом зале Дворца Республики, — говорит Андрей, — на сцене театра–студии имени Мировича в Академии искусств. Артист должен быть свободен от каких–то материальных интриг, бытовых проблем настолько, чтобы у него было время — много времени — расти, держать уровень и отличную форму.

— А вы предлагаете альтернативу?

— Да, и при этом мы не кричим о своей независимости, в отличие от некоторых скандальных театральных проектов и центров, не делаем ставку на отрицание классической драматургии. Не провозглашаем никаких «Догм» и «Манифестов» вроде отказа от специально сделанных декораций, костюмов, света и звука, отсутствия мещанских наслоений, что якобы производит большее театральное впечатление. В Беларуси существует великолепный, сильный театр, мощная актерская школа. «Компания» — это лишь попытка объединить самых ярких актеров вместе.

Этот театр, рассчитанный на подготовленного зрителя, собрался под эгидой независимого информационно–методического центра «Фортис», который уже более двадцати лет занимается (часто себе в убыток) распространением элитарного кино, немассовой литературы.

— Простых, понятных зрителю спектаклей, поданных нестандартно, весело и легко, должно быть много, — уверен директор центра Александр Прищепов. — А их чудовищно мало. Потому что не хватает оригинальных, если хотите, одиозных актеров. Или они не раскрываются. Любой артист должен быть немного психом, ненормальным с точки зрения обывателя человеком. Если нет — научиться быть им. Сегодня в театре чувствуется острый дефицит «неправильных» людей, которые, как наши «компанейские» актеры, искали бы новые формы существования не театра — их ищут уже не один век, — а артистов на сцене.

Фото Кристины КУЗЬМИНОЙ.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter