Дефект глубокой заморозки

Недостроенные объекты еще встречаются, хотя за последние годы многое сделано, чтобы вывести их из состояния анабиоза...

Стены несостоявшихся домов, торговых центров, больниц — картина, прямо скажем, малоприятная. Недостроенные объекты еще встречаются, хотя за последние годы многое сделано, чтобы вывести их из состояния анабиоза. Те же, что остались, должны хотя бы быть безопасными. Этим сегодня озабочены в Гомельской области.


Корень проблемы — в недалекой истории. Строительные планы в 80–х были большие, но мало кто просчитывал финансовую составляющую подобных проектов. Вот и мозолят глаз до сих пор монументальные коробки с пустыми глазницами. Снести или достроить — и в том, и в другом случае нужны огромные капитальные вложения.


— Я мастером начинал работать, когда в 80–х возвели 184–квартирный дом по улице Головацкого в Гомеле, — припоминает Николай Гаврилкин, заместитель председателя Комитета по архитектуре и строительству Гомельского облисполкома. — Задумка была неплохая. Дом для пожилых людей с комплексом социальных услуг. Но финансово поднять его сразу не смогли. Не смогли и спустя десятилетия.


Со временем часть дома восстановило предприятие «Гомельстройматериалы». Вторая часть зависла. В последние годы она превратилась в площадку для экстремальных игр детей и молодежи. Да и как не развлекаться, когда такой дом — и без охраны — доступен всем и каждому в любое время суток? Осенью на общественную опасность объекта указала прокуратура Гомельской области («Не стой под стеной!», «СБ» за 17 октября 2009 года). Для убедительности проверяющие сняли на камеру «жизнь» многоэтажки. Детвора собиралась на пролетах, недоросли демонстрировали трюки, окрестные жители топтали дорожки вдоль долгостроя...


К слову, не только этот объект попал в видеоматериалы прокурорской проверки, проведенной во всех районах Гомеля. Наравне со старожилами незавершенки здесь же оказались и новички: выселенный аварийный дом, не доведенные до ума автокомплекс, кафе и блок современной коттеджной застройки...


— Мы делали акцент на безопасности и порядке, что предусмотрено Директивой № 1, — о сути проверки рассказывает Елена Шлянина, прокурор отдела областной прокуратуры. — И во всех случаях речь шла об отсутствии мер по охране объектов и их доступности. В декабре облисполком принял решение, которое изменит ситуацию.


По программе Совмина на Гомельщине подлежат завершению 248 «долгоиграющих» объектов. В прошлом году планировали сдать в эксплуатацию 68. 180 остались на этот год. Выполнить задачу будет непросто: траты по долгостроям в основном ложатся на местные бюджеты.


— Но мы к этому стремимся, — в областном комитете по архитектуре и строительству говорят о желаемом. — В решении облисполкома впервые закрепили отдельным пунктом: при формировании местных бюджетов предусматривать средства на завершение строительства таких объектов, их перепрофилирование и ликвидацию. Это первоочередная задача. Ведь никто не заинтересован в «мертвом капитале», за содержание которого еще и платить нужно. Если же ее выполнение растягивается на годы, то владельцы обязаны заботиться о безопасности. И теперь мы будем это отслеживать.


До 1 февраля в районах Гомельской области создадут рабочие группы, которые в ближайшее время обследуют незавершенку и пустующие сооружения. Где обнаружат аварийные элементы — обрушат. Где пробелы в охране — настоятельно попросят залатать дыры в ограждениях и поставить сторожей. Плюс к тому обязательными станут мониторинг и контроль над такими объектами. Ведь к уже известным то и дело добавляются новые недострои, начатые в основном по коммерческим бизнес–проектам.


Что–то уже меняется. Например, заброшенный дом–барак в центре города продали с аукциона. Теперь новому владельцу отвечать за безопасное бытие «раритета». Многоэтажный дом по улице Головацкого также под присмотром — здесь подключили освещение и организовали охрану. Сейчас думают над вопросом: не разумнее ли пустить его под снос, да как можно скорее?


Кстати


В Гомеле разработали методические рекомендации по отнесению зданий, сооружений и нежилых помещений коммунальной собственности к категории неэффективно используемых. Если освободившиеся площади пустуют от 4 до 6 месяцев, это повод к тому, чтобы решать их судьбу через сдачу в аренду или продажу.


Фото автора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter