Уникальный артиллерийский тягач восстанавливают на «Линии Сталина»

«Деды делали, и мы сделаем»

Экспозицию историко-культурного комплекса пополнил артиллерийский тягач СТЗ-5, который два месяца назад обнаружили недалеко от деревни Дворок в Мостовском районе. Он затонул на реке Щаре в начале Великой Отечественной войны. Впереди его ждут серьезные восстановительные работы: реставраторы вернут не только почти первоначальный облик боевой машине, но и возможность двигаться!

Единственный в Беларуси

В годы Великой Отечественной войны на участке реки Щары, где обнаружен тягач, находился мост. Во время наступления фашисты взорвали его и затопили часть техники. Совместными усилиями работников «Линии Сталина», отряда МЧС «Зубр» и дайверов клуба «Капитан Морган» удалось извлечь шеститонную махину из воды.

Уникальный образец тягача доставили в специальный цех на «Линию Сталина», где опытные реставраторы приступили к работе. Опыт у них колоссальный — там собраны более 20 единиц военной техники. Исполнительный директор историко-культурного комплекса Александр Метла вспоминает, как к коллекции добавилась щарская «находка»:

Александр Метла у найденного артиллерийского тягача.
— О тягаче нам сообщил местный житель. Приехали на место, откачали воду и увидели сначала один гусеничный трак. По нему-то и определили, что перед нами артиллерийский тягач СТЗ-5 1938 года выпуска. Редкая вещь! Для Беларуси это вообще уникальный экземпляр.
В годы Великой Отечественной войны Красная армия широко использовала в качестве артиллерийских тягачей гусеничные сельскохозяйственные тракторы. Однако производились и специализированные машины. Среди них самым распространенным стал быстроходный артиллерийский тягач СТЗ-5. На нем буксировали дивизионные орудия — 122‑мм и 152‑мм гаубицы.

Тягач производился в 1937 — 1942 годах на Сталинградском тракторном заводе, за что его в народе окрестили «сталинец». До начала боев завод успел выпустить около 10 тысяч экземпляров, что сделало эту машину самым массовым «армейским трактором» времен Великой Отечественной войны. Производство продолжалось до самого прорыва немецкой пехоты на территорию завода в августе 1942 года, рассказывает Александр Метла:


— Конструктивно тягач аналогичен первому трактору массового производства с конструкцией полностью отечественной разработки. Двигатель, коробка передач, ходовая часть… Все свое! 
Модель оказалась настолько удачной, что англичане, увидев ее на международной выставке, сделали подобную. Даже немцы, славившиеся своей техникой, в начале войны скопировали советскую модель.
До наших дней уцелело всего несколько экземпляров СТЗ-5. Причем они не только прошли всю Великую Отечественную, но и после окончания войны еще долгое время были востребованы в восстановлении страны.

«Катюши» и не только

Осматривая тягач, замечаю явные признаки взрыва: все тяги целые, а жестяные элементы вдавлены внутрь. Не нужно обладать глубокими познаниями в физике, чтобы понять: этой машине на поле боя пришлось нелегко. 
Скорее всего, тягач зацепило во время бомбежки, и он рухнул с моста в воду. Надо отдать должное — неплохо сохранился. Речная вода занесла его песком, а дизтопливо и масло создали особую пленку, которая словно законсервировала и защитила от коррозии. Даже аутентичная зеленая краска на кузове уцелела!

Сохранились двигатель, сцепление, коробка передач, лебедка, частично элементы кузова и кабины. Кстати, некоторые элементы его кузова выполнены из дерева. Александр Метла объясняет: это обычная практика в машиностроении ХХ века. Дерево неплохо амортизирует, поэтому оно выполняло роль демпфера, гасило вибрации, чтобы люди в кузове чувствовали себя комфортнее при движении по ухабистым дорогам.

Тягач отлично преодолевал рвы и форсировал броды глубиной до метра. Из недочетов — максимальная скорость порожней машины была небольшой, до 25 км/ч. С артиллерийским орудием на прицепе еще меньше — до 14 км/ч. Командиры в своих докладах руководству отмечали, что СТЗ-5 не успевал в своем продвижении за танковыми частями. Тем не менее именно этот тягач во многом «вывез» на себе тяжелый 1941 год. А когда нужно было, даже примерял на себя совсем боевые роли, о которых разработчики машины и не думали. Так, в начале войны на его шасси устанавливался гвардейский реактивный миномет «катюша». Гусеничная ходовая повысила проходимость. Позже такие «катюши» использовались в боях под Москвой в 1941 году и под Сталинградом в 1942-м.


— Тягач полностью разберем, отбракуем детали. Что можно восстановить — восстановим, остальное изготовим самостоятельно. Деды делали, и мы сделаем! — Александр Метла полон энтузиазма. — Затем соберем тягач заново. Один к одному с тем, что вы видели на картинках в учебниках по истории. Сперва сделаем ходовую базу, поставим двигатель, затем займемся кабиной и кузовом, в самом конце сошьем и натянем тент.

КСТАТИ

Восстановительные работы займут несколько месяцев. 3 июля боевую машину планируют задействовать в масштабной исторической реконструкции на «Линии Сталина».


gorbatenko@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter