Машинист тепловоза торфобрикетного завода «Дитва» Игорь Мазура уже 30 лет верен своему делу

Деда, замечательная у тебя работа!

Он не водит по рельсам стремительные экспрессы. Основная задача 52-летнего Игоря Мечиславовича — перевозка торфа от мест добычи на завод. Пробег по окрестностям Лиды за день вроде бы небольшой (обычно 45—50 километров), но, если умножить на три десятка лет, получится, что в сумме Мазура и его стальной помощник не единожды обогнули экватор.


Экзотика и романтика

Удивительно, как небольшой работяга-тепловоз марки ТУ-9, натужно пыхтя по узкоколейке, тянет за собой состав из 19—20 груженых вагонов. Подобно муравью, который поднимает в пятьдесят раз больше своего веса. Машинист согласно кивает в ответ:

— Очень удачное сравнение! Этот «муравей» запросто тянет под 350 тонн, его мощность — 400 лошадиных сил. А теперь представьте, если бы торф на завод подвозили грузовыми авто. Счет солярки шел бы на сотни литров!

Тепловоз ТУ — восемь метров в длину и всего лишь три в высоту — это не комфортный салон легковушки. Создавался он специально для работы на узкоколейке, вибрация в нем и гул — будь здоров! С непривычки мы с фотокором едва держимся на ногах и разговариваем подчеркнуто громко. А нашему герою хоть бы хны:
— Да, несмотря на комплексную звукоизоляцию, шума-гама здесь хватает. Но это естественный рабочий процесс, не стоит заострять внимания. Я получаю от работы огромное удовольствие! К тому же есть в узкоколейке что-то доброе, можно сказать, из детства… И туристов мы возим на экскурсии — романтики здесь хватает. Колея в 75 сантиметров — экзотика, традиционная практически в два раза шире. Людям очень интересно приехать, посмотреть… 

Своя колея

В подобных случаях возникает традиционный вопрос, не удержался и я: 

— Не жалеете, что всю трудовую карьеру провели на одном месте? 

— А чего жалеть? Сейчас сумрачная осенняя пора, а весной, когда все расцветает, не найти местности красивее. Атмосфера — душевнее не придумать! Еду через леса, поля и реки… Все вокруг цветет и пахнет, и день в заботах и повседневных хлопотах пролетает незаметно. Мне нравится. Это, если говорить по-философски, моя колея как в прямом, так и в переносном смысле. Зарплата и отношение начальства хорошие. И потом, что ни день, то новые приключения. То дикий кабан с семейством по рельсам прыгают, то косули дорогу переходят. Бывает, что греха таить, и выпившие рыбаки чудят… Надо все время быть внимательным: состав ведь сотни тонн весит, его за секунду, словно по мановению волшебной палочки, не остановишь. 

Родом Игорь Мазура из Дворца — когда-то просто деревня в Дятловском районе, а теперь агрогородок. Но еще в начале 90-х переехал в Лиду. 

— Здесь классно жить, город хорошеет на глазах. Лидский замок — вообще отдельная история! Он словно магнитом притягивает многочисленных туристов. Пережил столько войн, битв, осад… Разрушался и полностью был восстановлен. 
Я не большой спец в политике, но вижу: нашу страну хотят заарканить санкциями и поставить на колени, а она… идет вперед, несмотря ни на что! Развивается назло врагам. Сейчас очень интересный и важный период жизни: у меня, у страны, во всем мире.
— Как считаете: неплохо живем?

— Хорошо живем! Мне кажется, белорусы никогда так не жили. У нас в семье, например, две машины. «Пежо-607» — для дальних поездок всем вместе, как я называю, на выход. И «Фольксваген-Джетта» — с таким же, как у меня, 30-летним стажем. Люблю в нем покопаться: подмазать что-нибудь, подшаманить (смеется). Вот в тепловозе это делают специально обученные люди — не стану говорить, что с завязанными глазами могу устранить там любую неисправность. Да и не подводит «старик»: несмотря на возраст, всегда надежен. Как лучший друг! 

Игорь Мечиславович ловко запрыгивает в кабину. Ровно до 18:00 будет держать его своя колея — территория ответственности машиниста, место приложения сил. 

— Часто задумываюсь над вопросом, — делится он напоследок. — Не за горами пенсия, а кто придет на смену? Нет-нет, сразу перебью — на торфобрикетном заводе хороших ребят хватает. Я сейчас говорю о представителях своей семьи. Недавно брал с собой внука — Марату четыре года. Говорит: «Деда, замечательная все-таки у тебя работа! Наверное, подрасту и сменю тебя…»

kozyrev@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter