Стоит ли тратить нервы и время на ссоры по украинскому вопросу?

Дебаты вокруг дебатов

Примета времени: незримая враждебная граница, словно та, что ныне между Донбассом и остальной Украиной, совершенно неожиданно может возникнуть между людьми, живущими в тысячах километров от братоубийственной войны. Тема украинской трагедии у всех на устах. А потому многие из нас конфликтуют из–за разной трактовки событий в соседней стране. Ссоры, непонимание возникают даже между друзьями.



Излишне драматизировать, впрочем, не стоит: в таких перепалках оппоненты со свойственной белорусам рассудительностью знают меру. Нас объединяют скорбь по погибшим, сочувствие беженцам. Все мы, особенно после встречи «нормандской четверки» в Минске, надеемся на мир в соседней стране. Однако даже когда стихают пушки, словесные баталии продолжаются. Бесплодны они или, наоборот, полезны? Давайте, уважаемые читатели, вслед за авторами полемической рубрики поспорим... о спорах. Ждем ваших откликов на форуме сайта www.sb.by.

Когда нельзя молчать


Однажды мой товарищ собрался испортить себе жизнь. Причем не только себе, но и своим домашним и еще одному живому существу — громадной собаке, которую он намеревался завести в однокомнатной квартире на 9–м этаже. Между нами случился яростный спор, в котором он оперировал мечтами и фантазиями, а я бил его прагматизмом. Он доказывал, что сибирский хаски — прекрасный компаньон, ладит с детьми и вообще щенком похож на маленького медвежонка. Умилялся, короче, глядя на картинки из интернета. Я же говорил, что этому ездовому псу обязательны физические нагрузки, длительные прогулки, большая территория и, вообще, содержание на свежем воздухе. Приятель не хотел меня слушать, в своих грезах он уже представлял, как пушистый зверь мчит его, стоящего на лыжах, по снежной пороше. Я уступил, пожал плечами, замолчал. Что в итоге? Через полтора года, когда несчастный хозяин не знал, куда девать крупную собаку, требующую чуть ли не ведро корма в день и сатанеющую от ежедневного сидения взаперти, я же выслушал от моего друга упреки, что был недостаточно убедителен. Он обвинил меня в том, что я не сумел его переспорить! Мол, если бы я настаивал, то он бы завел себе мелкую диванную собачку и горя не знал... А теперь мучается и он, не имея времени на долгие прогулки, и ни в чем не виноватый хаски, и семья, которой непросто делить жилье с огромным псом.

Я с тех пор убедился, что полемизировать, дискутировать, до конца отстаивать свое мнение — необходимость, причем нужная не только мне, но и тому, с кем ты споришь. Чтобы не выслушивать потом от него горькие сожаления в духе «Почему же ты меня не переубедил?». А в спорах о политике сдаваться вообще нельзя: примиренческая позиция может иметь и более печальные последствия.

Суть спора в том, что ты не соглашаешься с точкой зрения, которой придерживается оппонент. Если ты поднимешь лапки кверху или просто перестанешь реагировать на доводы оппонента, эдак интеллигентно проигнорируешь, то его позиция возобладает. И вот тебя уже вызывают на тесты «Языковой полиции», как в Латвии, — проверяют, насколько правильно ты говоришь не на родном, а на единственно верном, по мнению националистов, языке. Потому что ты не спорил, не протестовал, не давил аргументами, когда идея «Языковой полиции» только–только зарождалась. Ты покорно скушал эту неприятность, не стал возражать и вот уже с беспокойством узнаешь, что националисты в Эстонии получили разрешение на проведение факельного шествия 24 февраля. Лозунгом акции, как сообщают СМИ, станут слова «Эстония для эстонцев!». Ничего не напоминает? Никто не спорит, слышны лишь отдельные робкие голоса о том, что этот парад шибко похож на ритуалы нацистской Германии...

Если и дальше молчать, Андрей, считая споры о политике бессмысленными, то вскоре можно обнаружить факельное шествие и под своими окнами. Что и произошло, например, с киевлянами, которые недавно уже в девятый раз созерцали толпу юнцов с факелами, отмечающих очередную годовщину со дня рождения Бандеры. Колонна из трех тысяч радикалов прошла торжествующим маршем по центральным улицам города. Примерно в это же время мне писали некоторые киевские знакомые, которые сокрушались, что не стали возражать против веселого «праздника непослушания», случившегося в Киеве прошлой зимой. Если бы мы знали, пишут они, во что это выльется для страны, то постарались бы убедить воинственно настроенных молодых людей, что кидать булыжники в милицию — не лучшая затея. Вместо этого они беспрекословно приняли политическую позицию протестующих и носили им горячие пирожки на Майдан, а теперь корят себя за то, что даже не попытались оспорить действия «восставших».

Я не буду повторять банальщину об истине, которая будто бы рождается в спорах. Но то, что полемика — вещь взаимополезная, доказала хотя бы недавняя встреча «нормандской четверки» в Минске. Главы государств заседали 16 долгих часов... Думаю, все это время они активно спорили, потому что, будь их позиции близки, разговор бы не затянулся более часа. Но разве можно сказать, что в результате стороны вдрызг разругались и разъехались ни с чем, оставшись каждый при своем мнении? Нет, в итоге той «всенощной» родилось соглашение, благодаря которому тяжелое вооружение отводится из района боев в Донбассе. Обстрелов стало значительно меньше, люди с обеих сторон гибнут реже. И я считаю, если минские споры помогли сохранить жизнь хотя бы одному донецкому ребенку, то их уже стоило устроить. Надеюсь, тут ты не возразишь?

Английский писатель Клайв Льюис однажды написал статью, в которой убедительно доказал, что «если мы не протестуем, то играем злу на руку». Он писал: «Бывает зло такой степени, когда надо возразить, что бы из этого ни вышло. Бывает такой беспардонный цинизм, что мы обязаны протестовать. Если при этом нельзя не показаться ханжой, что ж, покажемся ханжами».

Лишь бы не молчать. То есть не потворствовать чужой точке зрения, если ты убежден, что она неверна.

rud@sb.by

Ступайте с миром


Недавно заглянул на один из форумов для болельщиков. Думал узнать мнения любителей футбола об очередном матче, а там — чуть ли не драка по украинскому вопросу. Причем «взаимно полезной» дискуссией, о которой ты грезишь, там и не пахло — сплошные оскорбления. А ведь так практически на всех интернет–ресурсах — от новостных сайтов до соцсетей. Вот начнут дамы мило ворковать о сладостях, но уже через пару комментов превращаются в злобных фурий: «Да разве можно покупать этот шоколад?» — «Да шоколад ни в чем не виноват!» И заканчивается все скандалом: «Бандеровка!» — «Сама ватница!»

Но это — в интернете. А что в реальной жизни? Со старым приятелем случайно встречаемся в Киевском сквере возле кинотеатра «Киев» и бульвара Шевченко. Символично, не так ли? Как же в таком месте не затронуть мимоходом тему событий в соседней стране? Слово за слово... И в какой–то момент мы оба осознаем: еще пару фраз — и от прежних добрых отношений двух уважающих друг друга коллег не останется и следа. И наше прощальное рукопожатие уже не такое теплое — так, для проформы... И когда–нибудь нам обоим будет за этот момент стыдно. За что боролись?

Знаешь, почему я стараюсь не влезать в словесные баталии «укропов» и «террористов», отчего стараюсь не ссориться из–за разных взглядов на войну у соседей? Совсем не из–за трусости и беспринципности. Просто не хочу пополнять многотысячные диванные войска, становиться желчным интернет–воином, зациклившимся на злобе к далеким, совершенно незнакомым, зачастую анонимным собеседникам. Одним из тех, кто, чувствуя безопасность, «смело» рвется в сражение: «Я за себя не отвечаю! Он сам нарвался! Держите меня семеро!»

Тем более даже не заикаюсь об украинской войне в беседах за столом, с таксистами, в гостях, оказавшись в разношерстной компании. Зачем отравлять людям праздник, провоцируя на ссору друзей, родственников, коллег? Ведь в ком–то две–три славянские крови текут. Кто–то горюет по поездкам в Крым. У кого–то друг детства в Закарпатье, дочка замужем в Киеве или, наоборот, сослуживцы на Кубани. Достаточно одной искорки, одного неосторожного слова, чтобы устроить маленький «майдан» в отдельно взятой минской квартире.

Давеча в магазине оказался рядом с пенсионером в камуфляжной куртке. Он недовольно вертел в руках консервную банку: «Гм... Расейская!» И искал глазами участливых собеседников. Но все спешили прочь. Да и моя покупательская корзинка на «нагрузку» в виде боевитых мыслей незнакомца явно рассчитана не была...

У меня одно недоумение: зачем тратить свое драгоценное время и нервы на бесплодную воинственную полемику? Одно дело — «нормандская четверка». Вопросы налаживания мира явно в компетенции влиятельных политиков и дипломатов, которые владеют искусством взвешивания слов. К слову, прекрасный пример показывает обществу руководство Беларуси, демонстрируя нейтралитет и содействие разумному диалогу двух соседних братских стран. А вот дилетанты, бездумно бряцающие по клавиатуре, только разжигают взаимную ненависть.

Ты разве не читал Дейла Карнеги? В любом случае напомню. Методом жизненных проб и личных ошибок автор знаменитой теории бесконфликтного и успешного общения пришел к выводу: «Существует только один способ в подлунном мире добиться наилучшего результата в споре — это избежать спора. Избегайте споров, подобно тому, как вы избегаете гремучих змей и землетрясений. B девяти случаях из десяти по окончании спора каждый из его участников становится убежден более твердо, чем когда–либо ранее, в своей абсолютной правоте. Вы не можете выиграть спор. He можете, потому что, проиграв его, вы проигрываете, но и, выиграв, вы проигрываете тоже. Почему? Предположим, что вы восторжествовали над своим оппонентом и сразили его своими аргументами наповал, доказав ему, что он ничего не стоит в данном вопросе. И что тогда? Вы чувствуете себя великолепно. A он? Вы заставили его испытать унижение. Вы ранили его гордость. И ваш триумф вызовет y него только жажду отмщения. Таким образом: «Тот, кого убедили против воли, остается при своем мнении».

Казалось бы, мне, твоему соавтору по еженедельной полемической рубрике, грех соглашаться с американским писателем. Однако, полагаю, именно к обывательским дебатам по украинской теме советы Карнеги весьма применимы. Недаром некоторые киевские сайты закрыли функцию комментариев. Видимо, людям надоело воевать на всех фронтах, в том числе информационном. И, надеюсь, к украинцам постепенно придет осознание: замолчать должны не только тяжелые орудия, но и армии сетевых писарей, призывающих на бой за спинами «срочников»: «Вперед, орлы, а я за вами!»

...Заглядываю в Фейсбук. Умная и плодовитая по полемической части мыслительница гневно обличает тех, кто хочет отсидеться. «А я вот не могу быть над схваткой!» — кричит. Но не из окопа, не из разбитой снарядом донецкой квартиры, а, прихлебывая кофеек, из–за монитора. Что ж, спорить не буду. Мир ее дому.

spetsnaz@sb.by

Советская Белоруссия № 34 (24664). Суббота, 21 февраля 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter