Об ужесточении антитабачного законодательства

Дебаты с душком

В Беларуси планируют ужесточить антитабачное законодательство. Некоторые его аспекты активно обсуждают в обществе. Соотечественники выносят самые радикальные предложения, как бороться со злом, вплоть до того, что запретить людям курить в собственных квартирах. Зависимые от дымящихся палочек хватаются за голову — притесняют! На сторону курильщиков встал один из участников нашего дискуссионного клуба. Он глубоко убежден, что одними только запретами действовать нельзя. Оппонент неумолим, полумеры и формальные акции, увы, не влияют на процент курильщиков в стране. Действовать надо смело и жестко — запрещать курение в общественных местах без оговорок. Чью сторону поддержат наши читатели? Ждем ваших мнений.

Фото  РЕЙТЕР.

Сизый туман


Дмитрий КРЯТ

Скажи, Виктория, 31 мая, в день без табака, тебе действительно дышалось легче? Ты наблюдала меньше курильщиков по дороге на работу и обратно? А те, кого застукала, робко отводили глаза и стыдливо прятали недокуренные си... (прости, нельзя же всуе...) недоиспользованные табачные изделия в кулачок? Знаешь, я особых перемен и не заметил.

Увы, но все эти дни «без табака», «без алкоголя», «без автомобиля» — сплошная фикция и ведут к исключительно обратному эффекту. Накануне безалкогольных дней соответствующие отделы гастрономов едва вмещают покупателей. В большинстве своем людей приличных, ведомых нашей исконной предусмотрительностью: а вдруг понадобится, а нигде не взять. Ну а если не понадобилось, то не пропадать же добру. Подозреваю, что продажи запрещенного в определенный час продукта многократно вырастают накануне, а потребление взлетает именно в запретное время.

Против человеческой натуры не попрешь. Ей же, если нельзя, надо сделать вопреки. Тем более когда ненаказуемо. Объявить день без табака — проще пареной репы. Как и день без этой пареной репы или с ней. Но одно дело — объявить, другое — донести идею до масс и увлечь ею. А вот это не каждому дано. Хороший, продуманный, умный, интересный, незаметный и увлекающий пиар — штука дорогая. А набившее оскомину прямолинейное «курить — здоровью вредить», согласись, испортилось и давно не работает.

Я признаю, но не каюсь: 31–го использовал табачные изделия по их прямому назначению. Употреблял продукт их горения. Понимаю, что это плохо. Привычка дурная. Далеко не все окружающие к ней отнесутся терпимо. В последнее время даже чаще думаю, что желательно бы от нее избавиться. Но пока не созрел. Отец мой табачил с малолетства и много. Лет 15 назад что–то щелкнуло, отложил — и как отрезало. Щелкнуло в свое время и у старшего брата, а у меня пока нет. Жду. И буду очень радоваться, если это произойдет. Но до этого не надо меня толкать в плечи. Порицать, стыдить, выставлять ущербным. Не сработает. Проверено, как говорится, на себе. И таких, как я, Виктория, в наших широтах немало. Никого не оправдываю, но как есть. Так нужно ли сегодня вбивать клин между обычными людьми по признаку дурных привычек? Других водоразделов мало? Если да, то, может, устроить поход против тех, кто на людях не стесняется ковырять в носу?

Это я к тому, что мы вдруг кинулись к тотальным запретам всего, что связано с вдыханием табачного дыма. Где–то уже и процесс одним–единственным правильным словом называть нельзя, в кино соответствующие предметы надо замазывать мозаикой, а самих потребителей продукта выдавливаем на задворки общественной жизни. Нельзя в аэропорту и на железнодорожном вокзале, не смей в административном здании и возле него. Во дворе — изыди, близко детская площадка. На собственном балконе — только попробуй, соседу в форточку задувает. Парк, сквер, пляж — уже почти везде человек с дымком персона нон грата. Прямо до истерики, и все это под прикрытием, мол, так во всех цивилизованных странах. Простите, а в каких?

Поделюсь, Вика, некоторыми личными наблюдениями. Австрия, Вена. Выход из большого торгового центра. Пролился дождь, и на крыльце стопился люд, пережидая под навесом. У меня, воспитанно–напуганного, даже мысли не возникло потянуться за пачкой, хоть и ситуация самая то. В толпе же местные венцы недолго думая это сделали. Не то чтобы все вокруг погрузилось в сизый дым, но слегка им окуталось. Думаешь, кто–нибудь возмутился? Ничуть. И это цивилизованная страна. Сингапур... Перед поездкой туда читал информацию в интернете и боялся. Штрафы за то, что сделал на улице то, о чем мы с тобой, Виктория, спорим, запредельные. И это действительно так. Но через каждые 50 — 100 метров на тротуарах скамейки и большие, прости за это слово, оно пока не запрещено, пепельницы. Хочешь — остановись. Удовлетвори свое ущербное желание. Но не делай этого по–хамски на ходу. За такое действительно умопомрачительный штраф. В итоге соблюден разумный баланс интересов и поборников здорового образа жизни, и подверженных дурной привычке.

Я удивлен, Виктория, тому, что поле противостояния вдруг возникло там, где изначально была территория компромисса. Не оправдываю дурной мании, но поделиться табачком у нас исстари, с лихих времен было синонимом доверия. «Давай закурим, товарищ, по одной, давай закурим, товарищ мой...» Уж ты–то, Вика, конечно, понимаешь нерв этой песни Клавдии Шульженко «Об огнях–пожарищах, о друзьях–товарищах». Уже поэтому, считаю, к теме надо подходить бережно, аккуратно, а не сплеча, как это якобы советуют «цивилизованные страны».

kryat@sb.by

Вторая молодость


Виктория ПОПОВА

Перечитала три раза твои аргументы — закружилась голова. Точно так же хватаюсь за соли, когда в старинном фильме вижу прокуренный кинозал. Сидит перед светящимся экраном красивая девушка в берете, плачет навзрыд. И невозможно понять: это ее любовная сцена из фильма так растрогала или дымящие как паровозы ухажеры? Вот времена, Дмитрий, да? Курильщикам в кинотеатрах можно было пыхтеть безбожно папиросками, невзирая на женщин и детей. Но это было давно, когда люди жили в хатах с земляным полом, ходили «до ветру» и мылись два раза в год.

Прогресс неумолим. Я в этом смысле оптимистка. Наша жизнь становится наряднее — в театрах давно никто не курит, исчезли с прилавков сигареты без фильтра. Вместе с запретом курения в общественных местах придет и полная свобода от этой пагубной привычки, либо процент людей, добровольно губящих свое здоровье, станет таким ничтожным, что табачные компании перепрофилируют бизнес на производство чего–то вкусного и полезного. Это случится не сегодня и не завтра, но так будет: мы необратимо становимся умнее, развиваемся, повышаем свои поведенческие планки, учимся цивилизованно решать общественные вопросы.

На правовом портале forumpravo.by в эти дни идет активное обсуждение проекта нового декрета, и первый комментарий, который ты найдешь там, будет от Вячеслава из Витебска. Он предлагает ввести запрет на продажу сигарет на остановках общественного транспорта — снести по всему городу киоски с надписью «Табак». Поддерживаю земляка всем сердцем, параллельно предлагаю поставить альтернативные ларьки с горячими вафлями, фруктами, любой полезной мелочью. У нас страшно однообразная уличная торговля, ты не находишь? А вредные табачные киоски в жизнь красок не добавляют. Если «заводчикам» ларьков запретить продажу сигаретных блоков, возможно, они прикинут, что к чему, да и купят оборудование для производства брюссельской гофры. Я мечтаю о пухлой вафле с клубничным топингом с тех самых пор, как попробовала ее в первый раз на «Евровидении» в Киеве. Но ни в Минске, ни в Витебске таких автономных киосков с вкусняшкой пока, к сожалению, нет. Зато сигаретами торгуют направо и налево, начиная с палатки в торце дома и до хлебобулочного магазина — везде можно схватить пачку любимой отравы.

Как видишь, Дима, никакие мягкие меры — запрет на витринную выкладку сигарет — результата не приносят, «не работают», как ты выражаешься: каждый третий взрослый в стране зависит от никотина. Да внешние эффекты и не могут сработать, проблема–то серьезнее. Человек, зная обо всех опасностях, которые таит в себе сигарета, сознательно идет на самоуничтожение, ждет мифического «щелчка». И ему нужно в этом помочь — заблаговременно выстрелить по провоцирующим курение болевым точкам. Ты облетел весь мир и хорошо знаешь, что в самолете курить запрещено. Привык не палить в гостинице. Разве эти табу останавливают тебя от путешествий? Нет. Точно так же можно научиться уважать право некурящих соседей и не выпускать сизый дым в распахнутые окна балкона. Пожарные, насколько я поняла, самые активные борцы с курением в квартирах. Увы, выбросить в окно незатушенный окурок и невольно подбросить беду в квартиру соседа — наша печальная практика.

Твоя сингапурская история меня совсем не тронула, с оборудованием даже общественных туалетов на улицах наших городов дела обстоят неважно, вряд ли в скором времени стоит ждать появления курилок с повышенным уровнем комфортности — это что–то из области фантастики. Зато в минских ресторанах и кафе, по–моему, залы для некурящих уже сейчас вытеснили поклонников пагубной привычки. Если в новом декрете пропишут полный запрет курения в кафе и ресторанах, это будет большим шагом навстречу нашему здоровью. Видишь ли, Дима, я уже достигла того возраста, когда стою перед выбором — продлевать свою жизнь или продлевать свою молодость? Так вот, курение, даже пассивное, меня сильно в таком выборе ограничивает. Свежесть и красота с дымком не совместимы, так что, будьте любезны, выходите покурить в сторонку.

Мне грустно, что ты не уловил тенденцию в развитых странах к всеобщему отказу от курения. Нет, там не порицают зависимых, не вбивают клинья на их пути, не сжигают на площадях, но дискомфорт курящий человек в здоровом обществе все же некий испытывает — на работу принимают неохотно, с оговоркой; в медицинской страховке появляется нежелательная строка. В целом неизбежно оформляется отношение к курильщику как к человеку второго сорта. Чрезвычайно успешная и богатая Австралия культивирует здоровье своих граждан так мощно и оголтело, что обещает через пять лет назвать себя страной, свободной от курения. Не вижу, Дмитрий, ничего дурного, если мы будем ориентироваться на сильных и успешных.

viki@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter