Со своим арт-проектом выступила Жанна Капустникова

«Дажынкі» под художественным соусом

В ЧЕТВЕРГ сходила на выставку в Национальный центр современных искусств. Со своим арт-проектом выступила Жанна Капустникова, назвала она его «Другія дажынкі». Прежде чем переступила порог центра, спросила себя: «Каким еще может представить художник традиционный для всех белорусов праздник? Не все ли уже сказано на эту тему?» Опасения были напрасны — я увидела произведения авангардного изобразительного искусства, но на вечные для нас темы в модном исполнении.

Лиловый, фиолетовый и обязательно цвета государственной символики — красный с зеленым... В полотнах Капустниковой много необычного. И палитра, и сочетание красок, и гиперболизированные черты в фигурах персонажей и очертаниях предметов. Мы привыкли к более традиционным изображениям, а здесь? Сельчанка в белой, а не в розовой, как у Капустниковой, сорочке (но обязательно с вышитым на «кашулi» орнаментом). Или дачник-садовод с кожей цвета апельсина и в тельняшке... 

Работы модной минской художницы не скоро еще, судя по всему, увидим в коллекциях районных картинных галерей, а тем более на выставках в СДК и клубах. Но от этого ценность арт-проекта не уменьшается. Лично мне импонирует подход Капустниковой к теме. Картинки сельской жизни — фактура у мастеров кисти нынешних не так чтобы популярная. Хотя художники поколения Щемелева находили в ней особый смысл. Но сегодня нашим мэтрам не до деревенских сюжетов. А ведь и «Дажынкі», и Купалье, и Коляды, и живописнейшие места Полесья, Поозерья — все то, что роднит нас, белорусов, объединяет, — разве не могут стать пристальным объектом творчества талантов, пусть даже мыслящих нестандартно? Да почему и не уповать в этом случае на коммерческий успех? Вспомним того же Исачева. Многие сюжеты в своих картинах он передавал в оригинальной, им самим изобретенной манере. Да, поначалу был не понят. Да, работы уходили за бесценок. Но спустя какое-то время исачевской манере стали подражать многие, и попробуй еще найти его картину в продаже.

В живописи, как ни в каком другом виде искусства, важен почерк. Он легче всего узнается, только едва зритель кинул взор на полотно — и понял, кто автор. И от этого, уверена, покупаемых современников можно пересчитать по пальцам (Константин Селиханов, Михаил Шиков, Павел Войницкий). Не говорю уже о тех, кто пишет на сельскую тему. Вероятно, они есть, и, скорее всего, именно там, в глубинке, где размеренно течет та самая сельская жизнь. Я, к примеру, знаю интересного художника Александра Салтавца, который живет и работает в деревне Греск Слуцкого района. В его картинах, кстати, продаваемых даже за рубеж, необычная манера, есть свой почерк. Но почему его фамилия не на слуху?

Надеюсь, что в скором времени мы откроем для себя интересных авторов. Министерство культуры объявило, что через год, на триеннале современного искусства в Беларуси, начнут вручать Национальную премию в области изобразительного искусства. Пока еще идет разработка положения. Известно, что наградят лучших живописцев, скульпторов, дизайнеров, художников, фотографов, авторов арт-объектов... И не факт, что эти люди будут именно из богемной тусовки авангардистов Минска или другого крупного города.

uskova@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter