Даже в самые трудные времена вы сумели сохранить автомобильное производство. Известный польский ученый Зенон Славинский отмечает высокое качество белорусского автомобилестроения и высокий потенциал технической науки.

Международный конгресс по грузовым автомобилям, автопоездам и городскому транспорту в Минске собрал авторитетных специалистов более чем из 20 стран мира. Польское общество инженеров автопрома представлял известный ученый Зенон Славинский, имя которого носит одна из известных “автомобильных” формул. Впечатлениями от поездки в Беларусь и своими взглядами на будущее автомобилестроения пан Славинский поделился с корреспондентом “НГ”.

— Господин Славинский, чем вызван ваш интерес к конгрессу?
— Я давно занимаюсь двигателями внутреннего сгорания, точнее — совершенствованием их рабочего процесса. И на конференции выступил с докладом, посвященным новым конструкциям поршней двигателя. Группа исследователей, которую я возглавляю, разработала керамическо-алюминиевый композит в зоне уплотнительных колец. Для неспециалистов поясню: данный материал позволяет улучшить параметры работы  двигателя, лучше использовать его тепло.
При этом заметно уменьшаются вредные выбросы в окружающую среду. Тесты показали, что количество выделяемых газов   в камере сгорания в некоторых случаях снижалось на 50 процентов. На несколько процентов уменьшался и расход топлива. И хотя новые детали дороже в производстве, но экономический и экологический эффект разработки очевиден. Понимаете, двигатель мог бы оставаться неизменным долгие годы, если бы не все возрастающие экологические требования к нему. Перед учеными стоит задача — либо обрабатывать выхлопы, либо вовсе не допускать их выброса в атмосферу.
— Вы, естественно, за второй вариант?
— Да. Приятно, что интерес к технологии есть. От коллег на конгрессе поступали вопросы, были заинтересованные обсуждения. Надеюсь, что этот процесс будет продолжаться. Кстати, меня особо порадовало, что свою заинтересованность в разработке высказал и главный конструктор МАЗа.
— Неудивительно: вы признанный авторитет в этой сфере. Вашей фамилией названа даже одна из специальных формул, которые используются в двигателестроении.
— Изучая локальные условия теплообмена двигателя, я измерял колебания температур поршня во время цикла и из этого вывел методики для расчета поршней, которые позволяют оптимизировать конструкцию. Ведь нельзя изготовить хорошую деталь, если расчеты неверны. И действительно, моей фамилией названа формула для расчета распределения теплового потока по поверхности днища поршня, плюс около десятка патентов. Сейчас я сотрудничаю с заводом по производству поршней WSK в городе Гожице, это в центральной Польше. Раньше работал в политехническом институте в Люблине.
— Там вы и получили докторскую степень?
— Нет, я защитил диссертацию в Ленинграде.
— Наверное, и в Беларуси вы тоже бывали?
— Только раз — в далеком 1992 году, и то проездом.
— Какие чувства вызвало у вас пребывание в Беларуси?
— Мне у вас нравится, хотел бы бывать здесь почаще. Я высоко оцениваю то, что вы сумели в очень непростые времена сохранить автомобильное производство. Ваши тракторы всегда считались и считаются у нас самыми лучшими — это действительно хорошие машины. Есть хорошие разработки в области автомобильных тягачей, мне хотелось бы изучить их детальнее. В Люблине — единственном городе в Польше, где ходят троллейбусы,  некоторые элементы и узлы на этих машинах — белорусские. Вообще, я считаю, что нам стоило бы вернуться  к троллейбусам, ведь это очень экологичный транспорт. И здорово, что белорусы это не только понимают, но и наращивают собственное производство этих машин, выходят с ними на внешний рынок. Мне кажется, что страна развивается так, как и должно быть. На конгрессе я услышал много интересных идей, при этом особо приятно впечатлил уровень организации, я видел много молодых людей, занимающихся наукой. Наша техническая мысль — польская и белорусская — должна, как мне кажется, развиваться совместно, мы ведь соседи и всегда ими будем, поэтому хорошие отношения нам, безусловно, надо укреплять.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter