Дайте яблоку упасть

О пиаре

Какие чувства испытываете вы, сидя в полупустом зале на концерте или спектакле? Наверное, все же некоторую неловкость? Нет того привычного чувства комфорта и успокоенности, которое дает соединение с пестрым людским потоком, когда растворяешься в большой зрительской массе, как рафинад в крутом кипятке. Нет необходимого порой современному потребителю развлечений чувства самоутверждения: я живу активной жизнью, я там, где большинство, а большинство не может ошибаться.


Пиар и реклама четко убедили нас в том, что главным показателем престижности и ценности мероприятия является аншлаг, зрительный зал, забитый под завязку. Чтобы потом на зависть друзьям можно было сказать: «Яблоку негде упасть было...» Только в этом случае можно говорить о том, что событие состоялось, подтвердило свой нерядовой статус. А значит, и ты, следящий за всеми изменчивыми веяниями моды, тоже в струе. Держишь нос по ветру и не размениваешься на вещи, нестоящие внимания занятого человека. Как вездесущий Вася в костюме «оттенка кофе с молоком» из песни группы «Браво», которому что спортивный матч, что вечеринка в Доме кино были необходимы только как средство самоутверждения: лишь бы на виду быть.


Однако все ли, что сегодня так хорошо продается, вызывая интерес у публики, действительно достойный продукт? Уверен, что нет. Вас, как и меня, наверняка не затащишь на концерты многих, что называется, топовых звезд, из тех, что не вылезают из «ящика», кочуют с канала на канал, которым что поминки, что свадьба, что офисный «корпоратив» — все едино. Лишь бы нести искусство в массы, даже когда об этом не просят, и гонорар не забыть получить. За таким ажиотажем лучше наблюдать издалека.


С годами от такой всеядности интуитивно дистанцируешься. Жизнь коротка, вопросов в ней все больше, и попсовая «жвачка» вряд ли на них может ответить. Хочется эксклюзива, чтобы обращались только к тебе. Ну или хотя бы, чтобы возникала такая иллюзия. К тебе и еще сотне страждущих. Вот тут–то и оказывается, что на самом деле не на каждом концерте нужно толкаться у входа локтями, а потом бежать очертя голову в гардероб, чтобы не терять времени в очереди. Оказывается, есть зрелища, на которых легко и свободно дышится в зрительном зале.


Недавно в филармонии прошел концерт с участием директора Словацкой филармонии Мариана Лапшанского и заслуженного деятеля искусств России, главного дирижера Пермского театра оперы и балета Валерия Платонова. Слушатели получили редкую возможность услышать Чайковского в интерпретации звезд симфонической музыки. В одной точке соединились два полюса — Пермь и Братислава. Что может быть интереснее? Вы думаете, случился аншлаг и у входа спрашивали лишний билетик? Ничего подобного. Концерт прошел при полупустом зале. Так же, как и один из творческих вечеров интереснейшего композитора, народного артиста Беларуси Сергея Кортеса. Не нашел обыватель времени послушать симфонизмы Сергея Альбертовича... И в то же время на концертах раскрученных Башмета, Спивакова, Эл Джеро — переполненные залы. Обидно такое невнимание.


Вам кажется, что только классическая музыка страдает от него? Отнюдь нет. После долгого перерыва в Минске выступила Вероника Круглова, великолепный музыкант, солистка группы Kriwi, живущая в последнее время в Берлине. Полупустой зал «Реактора» инертно реагировал на происходящее, и тоже было крайне обидно.


Конечно, ошибочно полагать, что хорошие концерты и спектакли проходят при полупустых залах из–за бескультурья зрителя. Напротив, зритель у нас вполне культурен и образован, он может отличить стоящее от халтуры. Скорее, он иногда плохо информирован и ориентируется на местности только по ярким глянцевым афишам, которые завлекают его в пучину досуга, как морские сирены Одиссея. Потому мне кажется, что сегодня прийти на какой–нибудь концерт по наитию и вдруг оказаться в полупустом зале — это великое благо и счастье. Это надо ценить. Не следует испытывать неловкость, скорее легкое чувство досады за то, что немногие разделят с тобой радость в этот вечер. Дадим упасть яблоку. Может, кого–то оно натолкнет на новые мысли и он придумает новый закон. Например, всемирный закон тяготения артиста к зрителям, смысл которого будет заключаться в том, что каждый достойный талант должен все же получить свою порцию внимания при жизни.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter